Запрос на обновление парадигмы высшего образования породил проблему современного руководства университетами. Так, буквально в последние годы появился новый слой ректоров: в активном возрасте, настроенных на внедрение бизнес-подходов в управлении и интернационализацию
Когда несколько лет назад в высшей школе начали происходить довольно бурные изменения (вроде конкурса на звание «Национальный исследовательский университет», «мегагрантов» и прочее), конечную цель реализуемой стратегии мало кто понимал. Почти три года назад в «Ведомостях» вышла «стратегическая» статья нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова (экс-ректора МИСиС), в которой контуры новой парадигмы высшей школы были названы довольно четко. Первое — массовое обновление кадров, второе — изменение модели обучения, ориентирование на практику и интерактивность, третье — обновление инфраструктуры, создание современных кампусов, четверное — активные контакты с работодателями. И самое главное — тотальный кризис привычной модели университетского образования и необходимость набора управленцев нового поколения.
Тогда это казалось размышлениями из области научной фантастики. Теперь же стоит с удивлением обнаружить — многое из названного уже реализуется на практике. Одна из сторон процесса — руководство вузов доверяют ректорам совершенно иного типа, которых мы условно назвали «ректорами новой формации». Это люди из бизнеса или мыслящие, как современные менеджеры, в активном возрасте, стремящиеся к динамическим изменениям, реформирующие свои вузы и встречающие на этом пути активное сопротивление среды. Сейчас важно зафиксировать этот тренд — что мы и делаем. Предупреждение для скептиков: это будет позитивная статья об изменениях высшей школе, так что придется потерпеть.
Надо сказать, что нам тоже есть, чем гордиться. Те же самые три года назад по материалам форсайт-исследования Сибирского федерального университета в «Эксперте-Сибирь» вышел текст «Как бы высшее образование», в котором были обрисованы основные контуры будущего высшей школы. Которые уже воплощаются в жизнь.
Современный университет, согласно тем исследованиям, ныне проходит стадию становления. Из старой, индустриальной модели он переходит в новую фазу. Университеты больше не обители «мастеров», передающих знания своим ученикам, а образовательные супермаркеты. Образование становится платным, исключается из зоны ответственности государства и переходит в формат инициативы самого человека. Это делает образование максимально ориентированным на потребителя и «маркетизированным».
Современная фаза развития вузов ставит перед собой задачу сделать массовыми исследовательскую и проектную компетенции людей, занятых в самых разных сферах (материальное производство, сфера услуг, креативные индустрии, управление), — их готовность и способность задавать вопросы, искать информацию, анализировать и принимать обоснованные решения.
В России старая модель логично доживает последние годы, но вот четких контуров новой пока не появилось. Отсюда — то, что называют системным кризисом высшей школы: имитация образования, утрата его смысла, неактуальность содержания и так далее. Хочется верить, что это не кризис загнивания, а кризис перехода на новый уровень. И успех этого перехода зависит от того, кто стоит у руля изменений в самих университетах.
Еще пару лет назад о смене поколений в руководстве вузов говорить не приходилось. Да, ректоры менялись под требования времени, но их общий образ оставался прежним: большой ученый, если повезет — крепкий хозяйственник, который знает, что ему нужно выбить деньги и построить новый корпус (бассейн, общежитие — на выбор). Качества нужные, но в условиях системного кризиса высшей школы — пожалуй, второстепенные.
Теперь можно констатировать определенно: ректоры новой формации — нарастающий тренд современного этапа развития высшей школы. В Сибири — точно. В таблице мы попытались составить сводный перечень персон, которых в том или ином виде можно назвать таковыми. Перечень неполный и сугубо субъективный, основанный на нашем личном общении с десятками представителей высшей школы. Место в таблице — не рейтинг важности или успешности, а простое перечисление.
Основной критерий отбора — «мозги», подходы к управлению. Попытаемся описать основные тренды этого нарождающегося слоя университетских менеджеров.
Первое, что бросается в глаза, — большинство из ректоров новой формации появились на своем посту неожиданно, часто — в формате «и.о.», то есть, вследствие прямого назначения из Москвы в обход мнения коллектива, выборов и так далее. В особо сложных случаях оппоненты называли это «захватом», но, как правило, первое время коллектив просто присматривался к новому человеку. Тем более что нередко новый «и.о. ректора» не был уж совсем человеком со стороны — в должности профессора или аналогичной он имел тесные связи с вузом, читая лекции студентам, и так далее.
Яркий пример — ректор Томского политехнического университета Петр Чубик, который стал у руля вуза после поста вице-губернатора Томской области, но при этом не был новой фигурой для ТПУ. Другой пример — ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков, бывший до этого вице-спикером Алтайского краевого законодательного собрания. Землюкова и Чубика вообще можно назвать ректорами новой формации «первой волны», когда во главе сильных университетов ставили проверенных региональных чиновников высокого ранга. Где-то это не срабатывало, и университет погрязал в бюрократии, в этих двух случаях — сработало, и вузы получили де-факто концептуально новую жизнь.
Более свежий пример — и.о. ректора Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Александр Новиков. Финансист, банкир, создатель Сибирской фондовой биржи, Новиков долгое время преподавал в НГУЭУ, создав там отдельное направление обучения — кафедру «Ценные бумаги». В 2008 году участвовал в выборах ректора, но проиграл действующему главе вуза Юрию Гусеву, вскоре после этого фактически был отодвинут от активной работы в университете. В середине 2014 года назначен и.о. ректора. Аналогично и.о. ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) назначен и Валерий Беленький, экс-коммерческий директор «Ростелеком-Сибирь».
Ректоры новой формации, как правило, приходили в вузы не на благостную почву, а скорее как антикризисные менеджеры. Назначению того же Беленького предшествовал длительный внутривузовский конфликт между экс-ректором Борисом Рябко, его предшественником Сергеем Ситниковым и частью коллектива. Доходило до сжигания монографий, публичных обвинений в плагиате диссертаций, управленческой некомпетентности и так далее.
Другой пример — Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул). Когда три года назад ректором тогда еще академии стала Ирина Лазаренко, вуз де-факто находился на грани потери самостоятельности: плохие итоги мониторинга, потеря университетского статуса и так далее.
Наконец, один из последних примеров — смена руководства в Сибирском государственном медицинском университете (Томск). Прежний ректор Вячеслав Новицкий два года (!) из-за достижения пенсионного возраста работал с приставкой «и.о.», что породило системный кризис управления вузом. Итог: и.о. ректора назначена экс-начальник регионального департамента здравоохранения Ольга Кобякова.
Самый главный показатель «новой формации» — активные изменения в университете, реформы на современный лад, внедрение бизнес-подходов в жизнь вуза. Пожалуй, самым ярким примером здесь могут служить реформы в НГУЭУ: всего за полгода и.о. ректора Александр Новиков полностью (!) перекроил систему управления университетом — вплоть до создания новой структуры факультетов. Какие-то реформы происходят и прямо сейчас — например, ректор ТПУ Петр Чубик за последние месяцы ввел у себя в вузе систему эффективных контрактов с сотрудниками. Без оговорок — революция для вузовской среды Сибири.
Если почитать интервью всех перечисленных ректоров за последние годы, они окажутся удивительно схожими. И.о. ректора НГУЭУ Александр Новиков: «Ключевые направления — известный в мировом и отечественном образовательном пространстве вуз, современная инфраструктура, креативные преподаватели, студенты, получающие востребованные знания и возможность сделать карьеру». Ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко: «Я рассматриваю проблему не как препятствие, а как ресурс для развития». Ректор АлтГУ Сергей Землюков: «Я надеюсь на четкую структуризацию вузов, которая должна учитывать различные аспекты — и историческое предназначение того или иного университета, и сложившийся потенциал, и геополитическое и географическое расположение». Ректор ТГУ Эдуард Галажинский: «Успешность решения управленческих задач во многом зависит от качества функционирования в организации системы внутренних и внешних коммуникаций».
Если коротко, общая направленность реформ такова. Первое — четкая цель, специализация. Второе — создание отдельных «точек роста» (по сути, выделение самых конкурентоспособных составляющих). Третье — налаживание системы управления и коммуникаций. Четвертое — работа с заказчиками: бизнесом, государством, общественными институтами.
Самое главное — у них получается. «Научные» доходы ТПУ увеличились за последние годы кратно, АлтГУ развивается как вуз «для внешних рынков», кратно увеличивая количество студентов-иностранцев, НГУЭУ позиционируется как практический университет для бизнеса и так далее.
Еще одна общая тенденция — система, которую пытаются реформировать, сопротивляется. «Не все готовы меняться, важно создать критическую массу изменений, среда очень сложная» — прямо или косвенно об этом говорили многие из названных ректоров. С точки зрения менеджмента — ничего страшного, так и должно быть. Другое дело, что вуз — не частная компания, а корпорация, где коллектив играет одну из решающих ролей и имеет право голоса. Потому ректоры новой формации — это еще и виртуозные менеджеры, которые одновременно должны провести над системой болезненные изменения, но сделать это так, чтобы система получила удовольствие. Согласитесь, такое дано не каждому.
Сергей Чернышов, expert.ru