Образование - это такая реальность, где может не быть расстояний и границ, когда есть единомышленники, люди увлеченные своим делом, понимающие высокое назначение педагогической профессии. Особенно биологи, которые ближе всего к изучению жизни, природы, воспитанию человека для гармоничного, здорового во всех смыслах существования в окружающем мире.
Долгий путь из Улан-Удэ в Агинское длинной в 800 км был забыт, как только автобус въехал в долгожданный поселок. Первое, что приятно удивило, чистота и освещенность улиц, аккуратные и цветные фасады зданий, концентрация объектов культуры в центре поселка – школы, детские сады, спортивные комплексы, включая бассейн, стадион для легкой атлетики, для хоккея, др.– парк, музей природы, театр, православная церковь, буддийский дацан и, конечно, красивое здание Агинской окружной гимназии-интерната (АОГИ) с ухоженным двором, стадионом, общежитием, по атмосфере походившим больше на большой дом для дружной семьи.
Утром 25 апреля в гимназии закипела жизнь. Помимо биологической школы приехала делегация преподавателей разных факультетов Бурятского государственного университета, чтобы провести консультации с выпускниками, рассказать о направлениях обучения в вузе.
Для команды проекта "Здоровый класс - здоровая семья" было особенно радостно быть в учреждении, которое не только на словах, но и на деле культивирует здоровый образ жизни во всем - в отношениях к себе, в коллективе, в соблюдении чистоты и порядка на территории гимназии, к физическому развитию детей, к участию школы в спортивной жизни поселка. На нескольких дверях в кабинеты висели плакаты, посвященные спортивной тематике.
Директор Жамьянов Б.Б. (кстати выпускник БГФ 2000 года) пояснил, что это работа школьного самоуправления. Недавно проходило конкурсное мероприятие. На стенде в общежитии висит свод законов гимназистов. Закон №1 "Закон здорового образа жизни: соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек".
На выездную биологическую школу собралось 74 ученика из разных школ пгт. Агинское - АСОШ №1, 2, 3, 4 - в сопровождении своих педагогов, которые приняли участие в тренинге по проектной деятельности. Три группы ребят разного возраста (от 5-го по 10-й кл.) работали на ставших уже традиционными мастер-классах: «Растения. Ботаническое микроскопирование», «Зоология беспозвоночных. Мир в капле воды» и «Человек и здоровый образ жизни».
Кроме ребят на каждый МК заглянул директор школы Баир Биликтоевич Жамьянов, который сам по первому образованию является учителем биологии и географии, человек яркий, любознательный, безусловно заинтересованный в высоком качестве образования в гимназии и успешно выстраивающий учебно-воспитательный процесс в руководимом учреждении. Это было видно и по организации работы коллектива во время ВБШ, и по участию самого директора во всех мастер-классах, и по уровню воспитанности детей. Преподаватели биошколы, в свою очередь, отметили хорошие знания гимназистов по биологии, атмосферу сотрудничества на занятиях, легкость в общении с детьми на биологические темы. Особенно помогли десятиклассники гимназии, попробовавшие себя в роли помощников-организаторов. Большое спасибо коллективу и ребятам!
Группа педагогов в этот раз была небольшой - 11 человек во главе с учителем биологии АОГИ Базаровой Татьяной Анатольевной. Пригласили тех, кто смог поучаствовать, т.к. апрель 2022 года в школах выдался горячим, т.к. почти все первое полугодие и начало второго организации то и дело находились на дистанционном обучении, карантине и т.д. Поэтому концентрация очных мероприятий везде зашкаливает. Тем ценнее были люди, выделившее время на саморазвитие в своем насыщенном графике.
Как всегда рассмотрели проектную деятельность со всех сторон. Можно сказать, что агинские педагоги обладают хорошей теоретической подготовкой, но, как и везде, трудности с организацией учебной проектной деятельности имеются. Во-первых, возросли требования к объему – теперь каждый ученик к концу освоения основной образовательной программы должен получить опыт ПД и защитить свой проект. Учащихся много, а учителя, что называется, «не резиновые». Во-вторых, для обеспечения максимально охвата детей, необходимо, чтобы учитель мгновенно мог методически помочь ребенку в работе над проектом от «А» до «Я». Пока же слово «проект» вызывает страх перед большим объемом работы, который предстоит сделать в большей степени учителю. Оттачивая на тренинге навыки формулировок различных компонентов ПД, рассматривая различные виды проектов, способы их реализации, приемы формирования проектных команд, делегирования ответственности детям, учитель становится более свободным и уверенным в проектировании, более психологически готовым к инициированию и реализации проектов с детьми.
Как всегда ВБШ завершалась профориентационной игрой и рассказом обучении на факультете биологии, географии и землепользования БГУ. И хотя многие ребят гимназии уже сегодня для себя решили, что станут медиками, мы надеемся, что профессионализм, увлеченность профессией и энтузиазм наших преподавателей покажут пример не только гимназистам, но и всем участникам биошколы, что получить профессию биолога не менее перспективно в современных условиях, чем стать узким специалистом в медицине.
Какую бы профессию и вуз не выбрали ребята, мы желаем всем ученикам, коллегам и всем школам пгт. Агинское дальнейшего развития и процветания!
Автор материала: Кургузова Ольга Владимировна
Фотографии с Биошкол БГУ по ссылке https://vk.com/album-106802118_283609413