Выездная учебная практика для студентов 1 курса направления биология является неотъемлемой частью учебного процесса. От качества и наполняемости практики зависит закрепление навыков, полученных во время аудиторных занятий в течение первого курса по дисциплинам «Анатомия и морфология растений», «Систематика низших растений».
В этом году студентам повезло, практика проходила с 10 по 23 июня в одном из живописнейших районов гор Южной Сибири - Окинском районе. За две недели студенты должны были не только правильно собрать, высушить и оформить 100 видов растений местной флоры, но дать биоморфологическое описание видов и выучить научное (латинское название), смонтировать 10 пособий по морфологии растений и зафиксировать материал на лабораторные работы для следующего 1 курса! И всё это необходимо было сделать в условиях полевого экспедиционного лагеря на правом борту реки Орлик, в 4 км к северу от с.Орлик!
Суровый край, где перепады температуры достигают в летнее время до 40 градусов, где наледные поляны до сих пор покрыты трехметровым слоем льда, где грозы и ветер появляются крайне неожиданно, где склоны такие крутые, что выражение "цветы в нос" понимаешь буквально и дословно! Вооружившись ботаническими папками и копалками, мы ринулись в распадки искать наши объекты исследования. Стартовав с высоты 1340 метров над уровнем моря, соблюдая технику безопасности при подъёме, мы медленно и верно двигались к нашей цели, наивысшая наша точка была достигнута на1910 м. Именно в таких местах наши первокурсники делали свои первые научные шаги исследователей!
Кроме учебных задач, перед нами стояла научная проблема - изучить популяции Рододендрона Адамса (саган дали). Как мы уже писали ранее, этот вид является очень восстребованным на рынке растительного сырья как ценное лекарственное растение, поэтому за популяциями необходимо вести мониторинговые исследования. За период практики нашей группой было изучено 5 локальных популяций рододендрона, в типичных местообитаниях заложено 20 площадок методом учетных площадок и 74 площадки методом модельных экземпляров. 94 пробы в настоящее время проходят сушку и ждут дальнейших биоморфологических и фитохимических исследований. Необходимо отметить, что в настоящее время такие же исследования на территории Тункинского района проводит 2 курс биологов под руководством зав.кафедрой ботаники, к.б.н. Басхаевой Т.Г.
Хочется всем напомнить, что в настоящее время саган дали находится в Красной книге. Но на территориях Окинского и Тункинского районов этот вид произрастает массово, образуя местами огромные заросли! Вместе мы знаем, что растение крайне полезно и перспективно, поэтому наша задача дать оценку влияния сбора дикороса на его популяции. Мы много общались с местными сборщиками сырья, которые подробно рассказывали, с какого времени началось использование той или иной популяции, всё это войдёт в наш отчёт и разработанные рекомендации. Работа проводится совместно с Лабораторией флористики и геоботаники БНЦ СО РАН.
Ещё одно направление наших ресурсоведческих исследований проходило совместно с Казаковым М. В. - сотрудником лаборатории физиологически активных веществ и фитоинжиниринга БИП СО РАН. На каменистых доломитовых склонах мы собирали сырьё растений семейства Зонтичные (Вздутоплодника волосистого, Китагавии байкальской, Володушки двустебельной и Володушки козелецелистной). Все эти представители используются в лекарственных целях уже сотни лет, входят в состав тибетских сборов. Наша задача состояла в сборе надземной и подземной части, взвешивании сырья и его сушке.
Все студенты выполняли свою часть научно-исследовательской работы очень четко и самоотверженно, понимая важность и значимость полученных данных!
Всего было исследовано 5 популяций рододендрона Адамса, по 3 популяции Вздутоплодника волосистого и Володушки двустебельной, и по 1 популяции Китагавии байкальской и Володушки козелецелистной в нижней части долины р. Орлик (местности Хулээр, Шулута Убур), в общем сделано 27 геоботанических описаний.
В последний день у нас была научно-популярная экскурсия в долину реки Жомболок! Именно здесь, нас окончательно поразили горы-пирамиды, "лунный ландшафт" на 16000-летних туфах, 25-метровый "гидроудар" водопада Сайлак, 13-метровая каменная стрела Чингисхана, "альпийские" пики гор Восточного Саяна, хрустальная вода Жомболока, каменный скорпион на останце в долине р. Ока! Мы все сплотились, стали единой командой, подружились! И эта дружба уже на всю жизнь!
В заключение хотелось бы поблагодарить всех, благодаря кому мы достигли высоких результатов! Большая благодарность семье фермера Дарбакова Александра Николаевича за предоставленные условия работы, это помощь в предоставлении дома на своей летней ферме, а также за парное молоко, нежнейшую сметану и творог Будалии Иннокентьевне. За помощь в определении точек маршрутов и мест исследований искренне благодарны учителю биологии Евгении Зундыевне Дырженовой, местным жителям Доржо Сандыковичу Хумаеву и Буда Борисовичу Бамбалаеву! Выражаем благодарность водителю школьного автобуса школы Дондоку Дашеевичу Бадмаеву.Но самая искренняя благодарность заместителю директора Алексею Пурбоевичу Папаеву! Две недели этот человек был всегда рядом, и мы знали, что любая точка будет достигнута, работа выполнена, проблема решена! А сколько фотографий и видео теперь останется на память у нас!
Многие из наших первокурсников всерьёз задумались о карьере ученого. Многие поняли, что у них самая крутая и перспективная профессия современности - профессия биолога!