Расскажем немного о том, как студенты биологи летом проводят свои научные исследования совместно с научными организациями:
" На связи студентка группы 01110, Горина Елизавета.
Полевая практика в этом году у меня превратилась в насыщенное приключение. И всë благодаря моему научному руководителю - Фоминой Анастасии Сергеевне и другим сотрудникам Байкальского филиала ВНИРО, а именно: Кожемякину Кириллу Михайловичу (старший специалист лаборатории водных биоресурсов, ихтиолог и просто хороший человек, у которого я переняла полезный опыт), Колпаковой Елене Сергеевне (специалист лаборатории водных биоресурсов, гидробиолог, зообентосник, а также человек с очень трепетным отношением к окружающей среде) и Петрову Ивану Сергеевичу (водитель автомобиля и по совместительству отличный повар с хорошим чувством юмора).
Когда ты Полевик, ты становишься универсальным, граница между должностями размываются, поэтому почти всю работу мы делали вместе И всегда друг другу помогали. В целом, совмещая полевую практику и экспедицию по озёрам Забайкальского края и Бурятии, я узнала много нового и интересного.
Всë началось 16-го июня. Первые два дня прошли в пути, и можно было бы сказать, что ничего особенного не происходило. Но места в которых мы останавливались для ночевки были очень живописными (фото 1, река Кручина, Забайкальский край).
По плану нам предстояло посетить три контрольных пункта, а именно - река Амазар, озеро Арахлей и озеро Большое Еравное.
Для справки:
Амаза́р — река в Забайкальском крае России, левый приток Амура. Длина реки — 290 км. Образуется слиянием Большого Амазара и Малого Амазара.
Арахле́й — самое большое озеро Ивано-Арахлейской системы озёр на юге Витимского плоскогорья в Забайкальском крае. Находится в 40 км к западу от города Читы. Относится к бассейну реки Хилок.
Большо́е Ера́вное — озеро на территории Еравнинского района Республики Бурятии. Входит в состав Еравно-Хоргинской системы озёр. Имеет размеры около 14 километров в длину и 13 километров в ширину, максимальная глубина — 5 метров. Площадь озера — 104 км², площадь водосбора — 972 км².
Что ж, начнем по порядку.
На второй день, после пересечения водораздела, наш отряд оказался на территории Амурского бассейна. По пути встречались реки и ручьи с необычными названиями. Среди них, например, река Широкие лопатки. Итак, первым местом для стоянки стал берег реки Амазар, близ одноимённого населённого пункта. В глаза бросалась красота живой природы: цветущие разнообразными растениями поляны (где я и собрала первые 50 видов для своего гербария!).
Да, практики по ботанике и зоологии слились воедино): лаящий неподалёку гуран, коршун, кукушки, различные насекомые. Пробираясь по кустам и собирая лицом паутину, а так же проживая в палатке с 4-мя пауками (фактически, они жили не в палатке, а между еë слоями но их всë ещё было хорошо видно и да, я имела такую роскошь как отдельная палатка) , я даже почти поборола арахнофобию.
Основная наша деятельность состояла в отборе проб бентоса и вылове рыбы для проведения биологического анализа. Этот анализ включает в себя сбор определённых показателей, таких как общая длина особи, еë промысловая длина, определение пола и зрелости. Меня удивило, когда при вскрытии некоторых окуней обнаружилось, что среди рыб встречается такое явление как каннибализм. Но окуни это уже вид который чаще попадал в сети в следующем пункте - озере Арахлей.
Здесь мы жили на базе исследовательского института. Двухэтажное здание, служившее ранее, как нам рассказали, школой, теперь было оборудовано лабораториями на первом этаже и спальными комнатами на втором. Одной из сложностей как раз и был выбор комнаты - в каждой из них был прекрасный вид из окна (фото 2, комната с видом на озеро, рассвет, 4:45 a.m.)
Если на Амазаре мы делали анализ в палатке и наш обеденный стол был по совместительству рабочим то на Арахлее предоставилась возможность поработать в одной из лабораторий, окна которой являли вид кедров и резвящихся в них бурундуков.
Когда выходили на воду ставить сети, я своими глазами увидела одну из угроз рыбным популяциям - чёрного баклана. Ещё с берега было видно, как они темной тучей парят над озером. Некоторые из них так отъедались, что когда мы подходили на лодке, они не могли взлететь и просто ныряли в воду.
По прибытии на оз. Большое Еравное я уже владела методикой сбора материала и всë шло как по маслу, по отработанной схеме: выставить сети, подсчитать улов, сделать биологический анализ. Но каждая из этих задач включает в себя разные подзадачи. Так что я не только занималась научной деятельностью, но плюсом ко всему получала интересный жизненный опыт. Например, научилась управлять моторной лодкой.
В настоящее время я продолжаю работу и осваиваю статистические методы учёта данных, формирования базы данных".
Это был первый опыт такого продолжительного участия мотивированных студентов БГУ в научных исследованиях Байкальского филиала ВНИРО. Как говорят сами сотрудники (Колпакова Е.С.): Студентам необходимо участвовать в таких экспедициях? Однозначно, ДА!!
Во-первых это их непосредственный опыт на котором будет основываться их осознанный выбор профессии (т.е. нужна ли им эта профессия в будущем, видят ли они себя там).
Во-вторых это проверка их физической и эмоциональной выносливости. Ну, и самое главное не без нашего интереса, нам нужны «руки и головы» , кадровый дефицит - бич трудового потенциала страны))). Лиза проявила себя как стойкий настоящий полевик, уже сейчас готовый вести профессиональные ихтиологические исследования. В следующем полевом сезоне ждём вновь пополнения от студентов-биологов."
Все фотографии https://vk.com/album-106802118_293873684
Автор материала, Горина Лиза, 3 курс, направление биология.