Студентка ИИФ БГУ приняла участие в V Международной научной конференции «Визуальная антропология – 2024. Культурное наследие как урбанистический драйвер»
24 сентября 2024 – 26 сентября 2024
С 24 по 26 сентября на базе НОЦ «Гуманитарная урбанистика» прошла V Международная научная конференция «Визуальная антропология – 2024. Культурное наследие как урбанистический драйвер».
Организаторами конференции выступили НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Высшей гуманитарной школы «Антоново» НовГУ, Московский центр урбанистики «Город» и Киномузей Валерия Рубцова при участии Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики, Московского архитектурного института, КБ «Стрелка», Университета ИТМО, Института философии и права Сибирского отделения РАН, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Кубанского государственного университета, Кубанского государственного технологического университета.
Конференция продолжила серию научных событий, начатую десять лет назад под титулом «Визуальная антропология». В центре внимания участников этих конференций находится городское пространство, которое интерпретируется как сложно организованная динамичная система визуальных знаков и символических локаций, посредством которых выражаются и транслируются культурно-антропологические смыслы, ценности и практики.
Перед участниками конференции была поставлена следующая задача: определить актуальное значение культурного наследия, аккумулированного в современном историческом городе, для достижения устойчивого развития территории при условии сохранения локальной культурной идентичности.
В конференции приняли участие около 180 учёных, преподавателей, студентов, администраторов и городских активистов из 24 городов России и 5 зарубежных стран: Армении, Беларуси, Болгарии, Казахстана, Сербии.
Поставленная перед участниками конференции задача обсуждалась в нескольких аспектах. Была проанализирована роль городских видов и визуальных композиций в контексте визуальной экологии исторического города (секция 1), определено место университета в процессе трансляции и генерации городского культурного кода посредством деятельности «живых лабораторий» (секция 2), рассмотрен опыт визуального выражения физического и нравственного миропорядка в античном и средневековом городе (секция 3), исследованы методы и практики позиционирования современного исторического города через миф и бренд (секция 4), изучены нарративные и символические презентации города в вербальных и невербальных текстах культуры (секция 5), выявлены функции образовательных локусов и институтов в городском пространстве с точки зрения экспозиции и трансляции культурного наследия региона и нации (секция 6), обосновано значение кинематографических и театральных фестивалей для формирования городской культуры в плане её исторической преемственности (секция 7), сформулированы актуальные теоретические и практические эффекты развития современной городской антропологии в России (секция 8).
От Бурятского Государственного Университета им. Доржи Банзарова в конференции приняла участие Ламбаева Алтана Тагаровна, студентка 4 курса Института Истории и Филологии по направлению "Социология". Алтана выступила в докладом «Стрит-арт в Улан-Удэ: конкуренция нарративов городских сообществ», в котором рассказала, как стрит-арт формирует уникальные нарративы и идентичности сообществ в Улан-Удэ, о взаимодействии между различными визуальными практиками в городской среде. Доклад вызвал глубокий интерес у слушателей и получил много хороших отзывов.
Конференция стала не только площадкой для регулярного обмена новейшими достижениями отечественных и зарубежных учёных в области современной гуманитарной урбанистики, но и удачно найденным креативным форматом для генерации актуальных теоретических и прикладных идей, направленных на совершенствование городского пространства, повышение уровня заинтересованности горожан и городских администраций в формировании человекомерной среды, всё более глубокое понимание сути современного исторического города, а также целей и принципов творческой работы с городским визуальным пространством как важнейшей частью культурного наследия.