04окт.

Итоги Международного круглого стола «Языки и литературы монгольских народов: теория и практика», Межрегиональной научно-практической конференции «Родные языки народов России: проблемы и перспективы развития»

25 сентября 2024 – 13 октября 2024, г. Улан-Удэ, БГУ
110121415161718192202122232627479

ЦЫДЫПОВ ЦЕЙ-ЖАБ ЦЫДЫПОВИЧ (1919 - 1993)
Хэлэ бэшэгэй эрдэмэй доктор, буряад-ород хэлэ бэшэгэй кафедрын профессор,
Буряад Уласай эрдэм ухаанай габьяата ажал ябуулагша,
Эсэгэ Ороноо хамгаалгын Агууехэ дайнай ветеран

Итоги Заседания Рабочей группы по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при координационном Совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке, 

Международного круглого стола «Языки и литературы монгольских народов: теория и практика», посвященного 105-летию доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Бурятия, отличника народного просвещения Цей-Жаб Цыдыповича Цыдыпова, 

Межрегиональной научно-практической конференции «Родные языки народов России: проблемы и перспективы развития», посвященной 105-летию со дня рождения профессора, доктора филологических наук Цей-Жаб Цыдыповича Цыдыпова

25-26 сентября 2024 года на базе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова состоялся ряд мероприятий, посвященных вопросам развития родных языков народов России, актуальным проблемам исследования монгольских языков и литератур:

  • Заседание Рабочей группы по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при координационном Совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке;
  • Международный круглый стол «Языки и литературы монгольских народов: теория и практика»;
  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Родные языки народов России: проблемы и перспективы развития».

Мероприятия были посвящены 105-летию выдающегося бурятского ученого, лингвиста, методиста, педагога, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Бурятия, отличника народного просвещения Цей-Жаб Цыдыповича Цыдыпова.

Организаторами выступили Высшая школа бурятского языка и литературы Института истории и филологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия, Рабочей группой по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при координационном совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке, Республиканским центром по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности «Бэлиг».

В международном круглом столе, межрегиональной конференции, заседании Рабочей группы по родным языкам приняли участие свыше 240 российских и зарубежных ученых, преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, аспирантов, учителей общеобразовательных организаций, представителей общественных организаций и др. На конференции и круглом столе были представлены следующие регионы России: Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Башкортостан, Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Республика Крым, Республика Бурятия, Новосибирск, Кемерово, Москва, Санкт-Петербург, Иркутская область, Забайкальский край. Кроме того в работе конференции и круглого стола активно участвовали зарубежные коллеги из Монголии, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

В заседании Рабочей группы по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при координационном Совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке приняли участие:

  • Лудупова Евгения Юрьевна, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия – министр здравоохранения Республики Бурятия;
  • Гармаев Баир Базарович, заместитель Председателя Народного Хурала Республики Бурятия;
  • Цыбиков Тимур Гомбожапович, начальник Управления государственной политики в сфере межнациональных отношений Федерального агентства по делам национальностей, ответственный секретарь Национального организационного комитета по подготовке и проведению в 2022–2032 годах в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов, советник Руководящего комитета Глобальной целевой группы ЮНЕСКО по проведению Десятилетия действий в поддержку языков коренных народов, кандидат социологических наук;
  • Потеряева Елена Леонидовна, руководитель департамента по развитию социального сектора Исполкома МАСС;
  • Дармаев Солбон Дымчикович, заместитель министра - председатель Комитета экономики и развития инфраструктуры;
  • Габышева Феодосия Васильевна, руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), д.п.н., профессор, председатель Рабочей группы;
  • Сенди Ольга Борисовна, первый заместитель министра образования Республики Тыва и др.

В рамках работы заседания вышеуказанной Рабочей группы рассмотрен опыт реализации мероприятий в сфере сохранения и развития родных языков в системе образования Республики Бурятия и Республики Тыва, обсуждены вопросы и приняты рекомендации о реализации государственной языковой политики в системе образования и науки регионов Сибири и Дальнего Востока.

В ходе проведения Международного круглого стола «Языки и литературы монгольских народов: теория и практика», посвященного 105-летию доктора филологических наук, профессора Ц. Ц. Цыдыпова были прослушаны содержательные доклады по актуальным вопросам теории и практики описания монгольских языков, прошло обсуждение новых научных знаний в области лингвистических, литературоведческих, лингвокультурологических исследований, выполненных на материале монгольских языков. Также представители научных и образовательных организаций, занимающихся монголоведческими исследованиями, познакомили участников с основными направлениями и результатами работы по изучению монгольских языков и литератур. В круглом столе приняли участие ученые-монголоведы, ученые-тюркологи Э. Мөнхцэцэг, Б. Мөнхбаяр (Монголия, Улан-Батор), У.К. Кадыркулова (Кыргызстан, Каракол), Г.М. Болод (Казахстан, Уральск), Д.С. Кулмаматов (Узбекистан, Ташкент), А.В. Дыбо (Россия, Москва), В.Н. Мушаев, Л.А. Лиджиева (Россия, Элиста), Е.В. Сундуева Д.Ш. Харанутова, Б.Д. Цырендоржиева, Л.Ц. Халхарова (Россия, Улан-Удэ), специалисты по теории и методике преподавания монгольских языков Г. Цэцэгдарь (Монголия, Улан-Батор), С.Г. Ошоров, Б.Б. Лхасаранова (Россия, Улан-Удэ) и др. Обсуждению вопросов научного вклада Ц.-Ж. Цыдыпова в бурятскую филологию и методику преподавания был посвящен доклад заведующего кафедрой бурятской и эвенкийской филологии ВШБЯЛ ИИФ БГУ им. Д. Банзарова, к.пед.н., доцента, С.Г. Ошорова. Ряд докладов были посвящены состоянию и описанию современных лингвистических (А.В.Дыбо, Е.В. Сундуева, Б.Д. Цырендоржиева, Д.Ш. Харанутова и др.), сравнительных (Э. Мөнхцэцэг, В.Н. Мушаев, Е.В. Голубева, Л.А. Лиджиева, У.К. Кадыркулова, Г.М. Болод, Д.С. Кулмаматов), литературоведческих (Б. Мөнхбаяр, Л.Ц. Халхарова) исследований по монгольским языкам и литературам, а также исследований на материале монгольских и тюрских языков.

Кроме того интерес участников круглого стола вызвали доклады, отражающие вопросы теории и практики преподавания монгольских языков: доклад Г. Цэцэгдарь о научно-методической деятельности кафедры монгольского языка Монгольского государственного университета образования (Монголия, Улан-Батор); доклад Б.Б. Лхасарановой о глокализации и экспорте образовательных возможностей Бурятского республиканского педагогического колледжа (Россия, Улан-Удэ); доклад Ванжиловой Б.В. о школьных научно-исследовательских работах и проектах обучающихся по культуре монголоязычных народов (Россия, Улан-Удэ).

В целом, можно отметить, что в ходе работы круглого стола прошел плодотворный обмен научным опытом ученых в сфере монгольских и тюркских языков, представление результатов современных научных исследований, обсуждение теоретических и практических проблем преподавания бурятского, калмыцкого, монгольского языков.

Работа Межрегиональной научно-практической конференции «Родные языки народов России: проблемы и перспективы развития», посвященной 105-летию со дня рождения профессора, доктора филологических наук Ц.Ц. Цыдыпова включала проведение пленарного заседания и заседания четырех секций.

На открытии межрегиональной конференции с приветственными словами выступили заместитель министра - председатель Комитета экономики и развития инфраструктуры С.Д. Дармаев, врио ректора Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова Е.Р. Урмакшинова, начальник Управления государственной политики в сфере межнациональных отношений Федерального агентства по делам национальностей Т.Г. Цыбиков, руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) Ф. В. Габышева.

В ходе пленарного заседания были прослушаны доклады по актуальным вопросам и перспективам развития родных языков народов России:

  • Дармаев Солбон Дымчикович, заместитель министра - председатель Комитета экономики и развития инфраструктуры выступил с докладом «О реализации государственной языковой политики в системе образования и науки Республики Бурятия»;
  • Цыбиков Тимур Гомбожапович, начальник Управления государственной политики в сфере межнациональных отношений Федерального агентства по делам национальностей, ответственный секретарь Национального организационного комитета по подготовке и проведению в 2022–2032 годах в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов, советник Руководящего комитета Глобальной целевой группы ЮНЕСКО по проведению Десятилетия действий в поддержку языков коренных народов, к. соц. н., представил доклад «Языки народов России. Международный, национальный, локальный контекст»;
  • Паршакова Анастасия Валерьевна, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член Бюро Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Рабочей группы Программы ЮНЕСКО«Информация для всех» по многоязычию, заместитель генерального директора Межрегионального центра библиотечного сотрудничества выступила с докладом «Поддержка и развитие родных языков в цифровую эпоху: новые вызовы»;
  • Хамраева Елизавета Александровна, заведующая кафедрой лингводидактики и билингвизма Московского педагогического государственного университета, начальник управления образованием Центра международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации, д.пед.н., профессор, представила доклад «Современные технологии обучения родным языкам: функциональность и интегративность»;
  • Габышева Феодосия Васильевна, руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), председатель Рабочей группы по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при Координационном совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке, д. пед.н., профессор, выступила с докладом «Обеспечение благоприятной среды для сохранения и развития родных языков: опыт Якутии».

Площадка пленарного заседания конференции позволила участникам обсудить актуальные вопросы реализации современной государственной языковой политики на региональном уровне, проблемы функционирования родных языков народов России в международном, национальном, локальном контекстах, вопросы цифровизации родных языков, использования современных технологий обучения языкам, обеспечения благоприятной среды для сохранения и развития родных языков в современном обществе.

В целом, в ходе конференции прошло заседание 4 секций:

  • «Языковая политика в России: концептуальные основы и векторы развития»;
  • «Научно-методическое сопровождение преподавания родного языка и родной литературы»;
  • «Цифровизация языков народов России: основные тренды и лучшие практики»;
  • «Билингвальное и полилингвальное образование: проблемы и перспективы».

Представленные на секции «Языковая политика в России: концептуальные основы и векторы развития» доклады были посвящены проблемам реализации, языковой политики в российском обществе, обсуждению основных векторов ее развития. Так, участниками выделены доклады Б. Ч. Ооржак, заведующего сектором языкознания Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, д. филол.н. «Цели и задачи «Стратегии государственной поддержки развития тувинского языка в период с 2024 по 2033 гг.», В.В. Харбановой, начальника Отдела по национальным языкам Администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области «О реализации языковой политики в области бурятского языка в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области», Р.М. Балдоржиевой, заместителя начальника Управления социальной сферы – начальника Отдела социального развития Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края «О реализации языковой политики в области бурятского языка в Агинском Бурятском округе Забайкальского края». Кроме того, особый интерес вызвал доклад А.С. Новолотской, заместителя руководителя Администрации МО «Кабанский район» по социальным вопросам, посвященный опыту реализации языковой политики на муниципальном уровне в Республике Бурятия.

В работе секции «Научно-методическое сопровождение преподавания родного языка и родной литературы» приняли участие ведущие ученые, методисты, учителя родных языков народов России, были обсуждены вопросы преподавания родных языков и литератур в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных образовательных программ, вопросы научно-методического, учебно-методического, кадрового обеспечения преподавания родного языка в общеобразовательных организациях (на примере татарского, бурятского, хакасского, эвенкийского, алтайского языков).

Освещению новых аспектов развития языковой политики в системе общего образования Российской Федерации был посвящен доклад С.М. Брызгаловой, заместителя директора Федерального института родных языков Российской Федерации, к.пед.н. (Москва). С докладом «Обучение бурятскому языку в Республике Бурятия: проблемы и перспективы» выступил главный специалист Республиканского центра по развитию бурятского языка, к.пед.н. Б. Б. Будаин (Улан-Удэ). Об опыте разработки учебно-методических комплексов по преподаванию родных языков и литератур в школе, ссузе, вузе рассказали Г.Н. Мухарлямова, заведующий отделом национального образования Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, к.филол.н. (Казань), Б.Д. Цырендоржиева заведующий кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВШБЯЛ ИИФ БГУ им. Д. Банзарова, к.филол.н., доцент (Улан-Удэ), Р.С. Дылыкова, старший методист Центра сохранения и развития бурятского языка ВШБЯЛ ИИФ БГУ им. Д. Банзарова, к.филол.н., доцент (Улан-Удэ), С.А. Дашиева, доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВШБЯЛ ИИФ БГУ им. Д. Банзарова, к.пед.н., доцент (Улан-Удэ). С опытом разработки учебно-методических материалов, в том числе электронных ресурсов при подготовке будущих учителей познакомила С.Р. Тарбаева, преподаватель бурятского языка БРПК (Улан-Удэ). Проблемам преподавания родных языков в школе и дошкольных образовательных учреждениях были посвящены доклады Н.Г. Замбулаевой, заведующего кафедрой этнорегионального образования Института развития образования Иркутской области, к.пед.н. (Иркутск), Ц.В. Цыбжитовой, заведующего кафедрой этнокультурного образования и воспитания Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края (пгт. Агинское). О вопросах подготовки педагогических кадров по родным языкам рассказали Е.Ф. Афанасьева, доцент кафедры бурятской и эвенкийской филологии ВШБЯЛ ИИФ БГУ им. Д. Банзарова, к.филол.н., доцент (Улан-Удэ), Б.Б. Лхасаранова, декан факультета бурятского языка и национальной культуры БРПК, д.пед.н., доцент (Улан-Удэ). Кроме того в докладах участников были представлены различные аспекты методического сопровождения преподавания родных языков и литератур, а именно система обучения диалогической речи, формирование критического мышления, вопросы духовно-нравстенного воспитания учащихся, формирование языковой компетенции обучающихся, использование лингвокультурологического материала на уроках родного языка и родной литературы и т.д.

Работа секции «Цифровизация языков народов России: основные тренды и лучшие практики» была посвящена одному из самых актуальных направлений развития родных языков народов России – цифровизации, освещению основных современных трендов и лучших практик.

В ходе работы этой секции были представлены интересные проекты с использованием современных информационных технологий, такие как умная колонка Hомай на башкирском языке (разработчик А.Р. Кунафин, г. Уфа); Интернет энциклопедия РУВИКИ на языках народов России (Р. Ш. Гатауллин, заместитель главного редактора АНО «Интернет-энциклопедия РУВИКИ», г.Уфа); системы автоматического перевода видеоконтента на языки коренных народов (А.В. Чемышев, научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени В. М. Васильева, г. Йошкар-Ола); проект по цифровизации письменного наследия Бурятии (О.С. Ринчинов, заместитель директора ИМБТ СО РАН по цифровизации, ведущий научный сотрудник, к. физ-мат. н., д.ист. н., г. Улан-Удэ); создание цифровой образовательной среды на бурятском языке (Б.Б. Шойнжонов, директор Республиканского бурятского национального лицея-интерната №1, к.филол.н., г. Улан-Удэ) и др.

В ходе работы секции «Билингвальное и полилингвальное образование: проблемы и перспективы» были обсуждены вопросы обучения родному языку в условиях билингвальной и полилингвальной образовательной среды, в том числе вопросы моделирования моно-, би-, полилингвальной развивающей речевой среды в дошкольных образовательных организациях – С.Ц. Содномов, Р.И. Карпова, Д.Б. Дашиева, Б.Н. Цыренова, В.Ц. Аздаева (Республика Бурятия), В.Н. Яфаева (Республика Башкортостан), Б.Б. Жаргалова, Ц.Д. Гомбоева (Забайкальский край), опыт создания полилингвальных классов в школах – Ж.И. Амырова (Республика Алтай), опыт работы инновационной образовательной площадки – Г.Н. Муртазаева (Республика Крым). Кроме того в содержании докладов были освещены различные подходы к обучению родному языку и литературе, такие как текстоцентрический, лингвокультурологический, межпредметный, межкультурный, дифференцированный и т.д., как на уровне школы, так и на уровне дошкольного образовательного учреждения.

В ходе проведения круглого стола, пленарного и секционных заседаний конференции участниками были внесены, обсуждены и приняты ряд предложений, в том числе:

  • Признать актуальность тем, заявленных в круглом столе, конференции и рассматриваемых в рамках секций теоретических и практических вопросов развития родных языков народов России, исследования монгольских языков и литератур, концептуальных основ и векторов развития языковой политики России;
  • Продолжить совместную работу с авторами-разработчиками образовательных программ, учебно-методических комплексов (комплектов) по родным языкам и родным литературам народов России по решению вопросов организационно-методического, учебно-методического обеспечения преподавания родных языков и литератур народов России в системе общего, среднего специального и высшего образования;
  • Признать актуальность научно-методической и учебно-методической работы по цифровизации родных языков народов России, продолжить совместную работу с коллегами – лингвистами, программистами, методистами – из регионов России на основе лучших трендов и практик;
  • Включить мероприятия по цифровизации родных языков народов России в План реализации Концепции государственной языковой политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.06.2024 г. № 1481-р;
  • Продолжить работу научно-образовательного консорциума «Евразия» по сравнительно-типологическим исследованиям в области монгольских и тюркских языков;
  • Разработать единую программу обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, создать систему мониторинговых исследований в дошкольных образовательных учреждениях, внедрить 6-ступенчатую (уровневую) систему обучения бурятскому языку в дошкольных образовательных учреждениях и в средних общеобразовательных учреждениях;
  • Рекомендовать Рабочей группе по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при координационном совете МАСС по образованию и науке обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации с предложением внести изменение в приказ от 16.11.2022 №992 в части, касающейся утверждения варианта №6 Федерального учебного плана, предусматривающего 5-часовую учебную нагрузку в неделю на реализацию предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования, а также в приказ от 16.11.2022 №993 в части, касающейся утверждения варианта №7 Федерального учебного плана, предусматривающего 5-часовую учебную нагрузку в неделю на реализацию предметной области «Родной язык и родная литература» на уровне основного общего образования.

В целом, подводя итоги, можно отметить, что Республика Бурятия выступила в качестве опорной площадки регионов Сибири, Дальнего Востока и других регионов России для всестороннего обсуждения актуальных вопросов сохранения и развития родных языков народов России.

Мероприятия, посвященные юбилею выдающегося ученого-бурятоведа Ц. Ц. Цыдыпова, стали центрами обмена научным опытом монголоведов, тюркологов, актуализации значения и роли преподавания, цифровизации родных языков народов России в современной языковой ситуации.

Файлы


346 КБайт

Поделиться новостью: