Бурятский государственный университет расширяет свои международные образовательные проекты с вузами Шри-Ланки – университетом Шри Джаеварденепуры и университетом народной медицины Гампаха Викрамарачи. В настоящее время состоялось ряд встреч, на которых стороны обсудили свое видение сотрудничества и выразили особый интерес к обмену научно-образовательными практиками, проектами в области совместных сетевых программ и стажировок. Первым серьезным шагом к сближению и сотрудничеству станут договоренности между Медицинским институтом БГУ и Университетом народной медицины Гампаха Викрамарачи в сфере научных исследований и практических разработок традиционной медицины в целях создания здоровьесберегающих технологий.
Большую роль в налаживании этого сотрудничества сыграл II Международный Буддийский форум, в котором принимала участие большая делегация из Шри-Ланки. Ее также представлял историк, известный ланкийский ученый Ранджана Девамитра Сенасингхе. Он много лет посвятил делу развития культурных связей между Россией и Шри-Ланкой, является и.о. главного редактора Национальной энциклопедии Шри-Ланки, председатель и главный координатор Русского литературного клуба при Русском доме в Коломбо.
Ранджана Сенасингхе возлагает большие надежды на перспективы научного и образовательного сотрудничества между университетами. В дни II Международного Буддийского форума он поделился своими впечатлениями от пребывания в Бурятии и участия в форуме:
«Я принимал участие в I Международном форуме, и сейчас, уже, будучи участником II Международного Буддийского форума могу сказать, что он стал с самого начала значимой международной площадкой, где собираются вместе и верующие буддисты, и исследователи буддизма со всех концов традиционного буддийского мира. В ходе первого форума было сказано о том, что в целом буддийский мир не присоединился к санкциям против России в этой очень тяжелой международной обстановке. Это очень важный момент. Россия признает четыре традиционных вероисповедания, в их числе традиционный буддизм, который исповедуется в трех регионах – в Бурятии, Калмыкии и Тыве. Как раз через эти народы весь традиционный буддийский мир воспринимает Россию как буддийскую страну. Я как представитель Шри-Ланки, хочу сказать о том, что отношения между Шри-Ланкой и царской Россией на основе буддизма начали складываться еще в конце XIX века. Большую роль в этом сыграл Пандидо хамбо лама Чойнзон-Доржи Иролтуев, которого называли главой буддистов Восточной Сибири. После него Пандидо хамбо лама Агван Доржиев тоже побывал на Цейлоне с целью паломничества к буддийским святыням. Из истории известно, что они посетили древнюю буддийскую столицу Шри-Ланки Анурадхапура, которая известна всему миру благодаря древним руинам, история которых теряется в веках. Анурадхапура была столицей Шри-Ланки в течение полутора тысячи лет.
Пандидо хамбо ламы Ч.-Д. Иролтуев и А. Доржиев в разное время также посетили в бывшей столице Шри-Ланки Канди храм зуба Будды. Ваши великие соотечественники сумели создать прочные связующие нити между Шри-Ланкой и Бурятией, Россией. Моя роль на нынешнем Втором Буддийском форуме заключается в том, чтобы рассказать о том, как именно между нашими странами развивались отношения на основе буддизма. Я выступил с этой темой на панельной дискуссии форума. Площадка этого форума имеет громадное значение с точки зрения современной геополитической ситуации и это значение кроется в мысли о том, что буддисты всего мира должны объединяться в защиту России.
Пользуясь случаем мне бы хотелось сказать молодежи о том, что они являются наследниками многовековых традиций огромной буддийской цивилизации. Во имя вашего будущего, будущего ваших детей я призываю беречь это наследие, сохранить и передать следующим молодым поколениям – это очень важно. Очень долго о значении религии не думали, было к религии несколько прохладное и даже отрицательное отношение. Но в наши дни мы прекрасно понимаем, какую огромную роль в мире играют религии – как духовную, так и политическую, экономическую. Буддийская религия в современном глобальном мире становится важнейшим фактором консолидации и прогресса.