29 октября 2024 г. военно-историческое общество при Визитно-информационном центре БГУ представило спектакль-суд «Нюрнбергский процесс. Альтернативная история».
Среди участников-зрителей спектакля были приглашены студенты ИПЭ и ИЕН. Заведующий ВИЦ, руководитель проектного направления Координационного центра БГУ Н.С. Ламуева рассказала о значении Нюрнбергского процесса для всего человечества и что тогда, впервые в истории вершился суд не только над преступниками, но и над системой власти, породившей чудовищные злодеяния.
При этом, важно напомнить, что трибунал распространил правовую ответственность не только на тех, кто отдавал преступные приказы, но и на их исполнителей. Отменил срок давности за преступления против человечности.
79 лет назад в Нюрнберге состоялось первое открытое заседание Международного военного трибунала, учрежденного странами – членами антигитлеровской коалиции для свершения суда над главарями Третьего рейха.
Нюрнбергский процесс явился уникальным событием в истории. Первое заседание состоялось 20 ноября 1945 г. и продолжалось до 1 октября 1946 г. С его проведением народы мира связывали надежду на справедливое возмездие тем, кто бросил вызов ценностям гуманизма, свободы, прав человека, развязал самую кровопролитную войну в истории, творил небывалые по масштабам и жестокости преступления.
Об этом мы знаем. А как бы выглядела история, если бы Гитлер был бы жив на тот период и его судили бы на этом самом процессе. Об этом ребята представили альтернативную историю Нюрнбергского процесса. Они полностью погрузились в свои роли так, что даже зрители почувствовали себя, что находящимися на настоящем судебном процессе 1945-1946 гг. В ходе спектакля студентам были продемонстрированы три фильма о преступлениях нацистов в годы Второй мировой войны, о блокаде Ленинграда, о Нюрнбергском процессе.
В спектакле выступили студенты нашего вуза и учащиеся СОШ 63. В главной роли обвинителя от СССР, прокурора Романа Андреевича Руденко выступил студент 3 курса ИИФ Егор Аврамченко; вторым обвинителем, прокурором Голяковым Иваном Терентьевичем – выступил студент 1 курса ИИФ Никита Рассохин; судьей процесса был Никитченко Ион Тимофеевич – студент 3 курса ИИФ Роман Вербенко, секретарем процесса – студентка 1 курса ВИ Лапшина Ангелина; пострадавшей от зверств нацистов Мария Семеновна Шинкаренко – студентка 3 курса ИИФ София Хохлова; выжившей в трагедии в с. Хатынь Соня Яскевич – учащаяся 6 класса СОШ № 63 Мария Петрова; участником битвы под Ленинградом Антон Семенович Алексеев – студент 1 курса ИЕН Ардан Ангархаев; Адольф Гитлер – студент 3 курса ИИФ Ардан Галсанов; караул – студенты 1 курса ВИ – Ширеторов Алексей и Турчанинов Константин.
К сожалению, 79 лет спустя мы сталкиваемся с тем, что в некоторых странах неприкрыто идет героизация пособников нацистов, тех, кто действовал в составе карательных команд, эсэсовских формирований…
У России было и будет особое отношение к итогам Нюрнберга. Не только потому, что народы нашей страны понесли самые большие потери от гитлеровской агрессии. И не только потому, что еще в 1942 году Советское правительство призвало к учреждению Международного военного трибунала для расследования военных преступлений. Но и потому, что мы, как многонациональное, многоконфессиональное общество не мыслим своего существования, да просто и не можем существовать без принципов, закреплённых международным судом в Нюрнберге. Для нас допустить возможность возрождения нацизма, заявлений о чьем‑то расовом, национальном, религиозном, культурном превосходстве равносильно действиям по разрушению основ нашего Отечества, разрушению России. Именно поэтому мы, как никто другой прикладываем усилия по недопущению переписывания истории Второй мировой войны, ее итогов, в том числе решения Нюрнбергского трибунала, четко указавшего, что такое настоящее зло, сформировавшего нравственные ориентиры мировой политики последующих десятилетий, основанной на безоговорочной ценности человеческой жизни, где бы то ни было. Это важно помнить всегда. И Россия готова напоминать и напоминать об этом миру.
Студентам понравился такой формат военно-исторической реконструкции с применением альтернативной истории. В конце общий снимок на память еще более укрепил связи «актеров» и «зрителей». Такие мероприятия формируют у студентов чувство гражданского долга, патриотизм, любовь к Отечеству, способствует увековечению памяти событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., формирует гражданскую идентичность и общественное самосознание.