21март

Итоги региональной конференции с международным участием «Актуальные проблемы монголоведения и методики преподавания гуманитарных дисциплин», посвященной памяти д.ф.н., проф. У.-Ж.Ш. Дондукова и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

20 марта 2025 – 30 марта 2025, г. Улан-Удэ, БГУ - Мухоршибирский район, с. Усть-Алташа
1101112131447

19-20 марта 2025 г. кафедра бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы Института истории и филологии и кафедра филологического и художественно-эстетического образования Института педагогики и психологии БГУ им. Д. Банзарова совместно провели региональную конференцию с международным участием «Актуальные проблемы монголоведения и методики преподавания гуманитарных дисциплин», посвященную памяти д.ф.н., проф. У.-Ж.Ш. Дондукова и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конференция была организована в рамках мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошла в очном и онлайн формате.

В конференции приняли участие свыше 90 ученых, преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, магистрантов, учителей общеобразовательных организаций. На конференции были представлены доклады участников из Республики Бурятия, Иркутской области. Кроме того в работе конференции активно участвовали зарубежные коллеги из Монголии, представляющие Монгольский Государственный Университет Науки и Технологий, Академию наук Монголии, Монгольский государственный университет образования.

19 марта 2025 г. в ходе пленарного заседания были прослушаны содержательные доклады, посвященные жизненному пути, научной деятельности профессора У-Ж.Ш. Дондукова, а также актуальным проблемам монголоведения и бурятоведения:

  • Будажапова Лариса Батуевна,к.филол.н., доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы ИИФ БГУ им. Д. Банзарова выступила с докладом «Основные вехи жизненного пути У-Ж. Ш. Дондукова»;
  • Андреева Светлана Васильевна, к.филол.н., доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования ИПП БГУ им. Д. Банзарова представила доклад «История становления словообразования в отечественном монголоведении»;
  • Дашлхагва Ганболд, Ph.D., профессор, директор Института монголоведения Монгольского государственного университета образования выступила с докладом «Монгол бичгийн хэл зуй дэх «Зурхний толтууд»;
  • Тагарова Татьяна Бороевна, д.филол.н., профессор кафедры бурятской филологии Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета представила доклад «Фразеологические единицы бурятского языка с наименованиями объектов горного ландшафта».

В целом, в ходе конференции прошло заседание 3 секций:

‒ Теоретические аспекты исследования монгольских языков и литературы

‒ Состояние и перспективы методики преподавания гуманитарных дисциплин в поликультурной образовательной среде

‒ Актуальные проблемы изучения и преподавания бурятского языка в поликультурной образовательной среде

Представленные на секции «Теоретические аспекты исследования монгольских языков и литературы» доклады были посвящены различным аспектам изучения монгольских языков и литературы. О проблемах экологии в современной монгольской литературе выступила Бигерма Рагчаагийн, кандидат филологических наук, доцент института иностранных языков (Монгольский Государственный Университет Науки и Технологий, Монголия, Улан-Батор). Своими размышлениями по актуальным вопросам бурятского словообразования поделилась Харанутова Д.Ш. Большой интерес по теме «Образ шаманки Эреэхэн в бурятском фольклоре, летописях и литературе» вызвал доклад Исакова А. В. Доклад Будажаповой Л. Б. был посвящен Деривационным возможностям буддийских терминов в бурятском языке. Цыбенова Э. Б. представила доклад «Лексические процессы в современном бурятском языке». Большой интерес вызвали доклады зарубежных коллег: Санждорж Энхбадраха (Академия наук Монголии, Монголия, Улан-Батор), доклад на тему «Алтай хэл шинжлэлд монгол хэлний эзлэх байр суурийн тухай асуудалд»; Чульчаевой Гиляны Майевны (Монгольский государственный университет образования, Монголия, Улан-Батор), доклад «К вопросу изучения языкового менталитета калмыков».

Участники секции «Состояние и перспективы методики преподавания гуманитарных дисциплин в поликультурной образовательной среде» обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих проблем образования. В представленных докладах нашли отражение актуальные вопросы методики преподавания русского, бурятского языков, истории, изобразительного искусства, литературного чтения. Были подняты проблемы межкультурной коммуникации в современном мире, проблемы развития личности учащихся, связанные с формированием нравственных ценностей в условиях моно- и поликультурного образования, состоялся обмен опытом использования инновационных технологий в гуманитарном образовании. Участники секции познакомились с практическим опытом развития гуманитарного образования на примере работы более 8 образовательных учреждений Республики Бурятия и Монголии.

В ходе работы секции «Актуальные проблемы изучения и преподавания бурятского языка в поликультурной образовательной среде» участие приняли методисты, ученые и учителя, были обсуждены различные аспекты преподавания бурятского языка и литературы. Об опыте работы по обучению бурятскому языку на базе Дундайской школы Боханского района Иркутской области рассказала Алтаева Л.Н. Вопросам обучения стратегиям смыслового чтения в 5-9 классах на основе учебного пособия по чтению «Мэндэ-э!» был посвящен доклад Дашиевой С.А. Современные тенденции в языковом законодательстве РФ были представлены в докладе Гунжитовой Г-Х.Ц. О научно-методическом сопровождении преподавания бурятского языка и литературы в школе через призму деятельности кафедры бурятского языка и методики преподавания рассказала Цырендоржиева Б.Д. Кроме интерес вызвали доклады, посвященные вопросам обучения диалогической речи на уроках бурятского языка как второго (докл. Цыденова А.В.), обучения монологической речи на уроках бурятского языка как второго на основе УМК «Амар мэндэ-э!» (докл. Осорова М.Ц.), разработки дидактических игр на уроках бурятского языка как второго (Норбоева Р.Д.). Выступления участников позволили достичь главной цели – сформировать представление об основных направлениях работы по преподаванию бурятского языка и литературы в современных условиях.

20 марта работа конференции была продолжена на базе ГБОУ "Усть-Алтачейская СОШ-интернат" Мухоршибирского района, которая носит имя профессора У-Ж.Ш. Дондукова. В рамках конференции были заслушаны научные доклады преподавателей БГУ им. Д. Банзарова, состоялось награждение победителей конкурса научно-исследовательских работ школьников, а также были вручены удостоверения слушателям курсов повышения квалификации БГУ. Кроме того была проведена профориентиционная работа с учителями Мухоршибирского и Иволгинского районов.

Подводя итоги, можно заключить, что состоялся плодотворный обмен научным опытом по теоретическим аспектам исследования монгольских языков и литературы. В ходе научно-практической конференции участники согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании состояния и перспектив методики преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе преподавания бурятского языка и литературы, в поликультурной образовательной среде.

Поделиться новостью: