Научные труды

Чагдурова Э. Д.
Пути исследования понятия «картина мира» // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 20-22.
Пути исследования понятия «картина мира»
Ways to study the concept of "World picture"
Статья посвящена анализу становления понятия «картина мира» в современном обществознании. Автор пытается показать, как понятие, которое первоначально было естественнонаучным, подвергалось философскому осмыслению и приобретало характер культурной универсалии, наполняясь онтологическими и аксиологическими смыслами. Прагматический подход вызвал необходимость аксиологического анализа. Семиотика также оказалась несовершенной и потребовала психологического и религиоведческого исследования. Исследование проблемы с позиций повседневного мира чрезвычайно сложно и противоречиво. В результате мы не можем до сих пор однозначно сформулировать содержание понятия «картина мира». Автор подчеркивает необходимость строгих формулировок для изучения культурной картины мира современных россиян, что должно способствовать улучшению взаимопонимания, межкультурным и межконфессиональным контактам как внутри страны, так и в мире.
This article analyzes the formation of the concept of "world view" in modern social science. The author tries to show how the concept, which was originally the natural sciences, was subjected to philosophical reflection and assumes the character of a cultural universal, brimming with ontological and axiological meanings. A pragmatic approach has made it necessary axiological analysis. Semiotics has also proved deficient and required psychological and Religious Studies. Study of the problem from the standpoint of the everyday world is extremely complex and contradictory. As a result, we can still clearly formulated the concept of "world view." The author emphasizes the need for strict wording for the study of the cultural world view of modern Russians, which should help to improve mutual understanding, intercultural and interfaith contacts both inside the country and in the world.
картина мира, философия, культурология, семиотика, психология, религиоведение, повседневность.
worldview, philosophy, cultural studies, semiotics, psychology, religion, daily life.
1. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления – М.: Республика, 1993. – 447 с.; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, Голубая и Коричневая книги – М.: Территория будущего, 2005. – 440 с. и др.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры – М.: Искусство, 1984. – 350 с.; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос – М.: Академический Проект, 2007. – 512 с. и др.

3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей – М.: Наука, 1974. – 342 с.; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура // Избранные статьи: в 3 т. Т. I – Таллин: Александра, 1992. – 247 с.

4. Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура. Избранные труды. Сер. Лики культуры – М.: Юрист, 1995. – 623 с.; Лурье С.В. – Историческая этнология: учеб. пособие. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. – 624 с.

5. Барбур И. Религия и наука: история и современность – М.: ББИ, 2000. – 447 с.; Бонгард-Левин Г.М. Древние цивили-зации – М.: Мысль, 1989. – 480 с.

6. Щюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. – 336 с.; Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора – М.: РАН. Ин-т философии, 1996. – 216 с.

References

1. Heidegger M. Vremia I bitie: statii I vistuplenia – M.: Respublica, 1993. – 447 p.; Wittgenstein L. Logiko-filosofskii traktat, Golubaia I Korichnevaia knigi – M.: Territoria budushego, 2005. – 440 p. and etc.

2. Gurevich A.Y. Categorii srednevekovoi kulturi – M.: Iskusstvo, 1984. – 350 p.; Gachev G.D. Nacionalnie obrazi mira. Cosmo-Psiho-Logos – M.: Academicheskii Proect, 2007. – 512 p. and etc.

3. Ivanov V.V., Toporov V.N. Issledovania v oblasti slavyanskih drevnostei – M.: Nauka, 1974. – 342 p.; Lotman Y.M., Uspensky B.A. Mif-Imya-cultura – Y.M. Lotman. Izbrannie statii v treh tomah. T. I – Tallinn: Alexander, 1992. – 247 p. and etc.

4. Horney K., Fromm E. – Psychoanalys i cultura. Izbrannie trudi – Seriya: Liki kulturi – M.: Iurist, 1995. – 623 p.; Lurie S.V. – Istoricheskaya Etnologyia: Uchebnoe posobie dla vuzov. – M.: Academicheskii Project: Gaudeamus, 2004. – 624 p. and etc.

5. Barbour I. Religia I nauka: istorya I sovremennost – M.: BBI, 2000. – 447 p.; Bongard-Levin G.M. Drevnie civilizacii – M.: Misl, 1989. – 480 p. and etc.

6. Schyuts A. Smislovaya structura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sociologii – M.: Institut Fonda "Obchestvennoe mnenie", 2003. – 336 p.; Kozlova N.N. Gorizonti povsednevnosti sovetskoi epohi: Golosa iz hora – M.: RAN. Institut Philosophii, 1996. – 216 p.
Статья