Научные труды

Жамбалова С. Г.
ПРАЗДНОВАНИЕ ТРОИЦЫ В С. ОЙМУР КАБАНСКОГО РАЙОНА БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР // ПРАВОСЛАВИЕ И ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: Материалы международной научно-практической конференции (29.01.2015 – 30.01.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: Г. С. Митыпова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 70-77.
ПРАЗДНОВАНИЕ ТРОИЦЫ В С. ОЙМУР КАБАНСКОГО РАЙОНА БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР
CELEBRATION OF THE TRINITY OYMUR VILLAGE, KABANSKY DISTRICT, THE BURYAT-MONGOLIAN ASSR
27-565.73(571.54)  10.18101/978-5-9793-0756-5-70-77
В статье на основе полевых материалов рассматривается празднование Троицы в реалиях советского предвоенного русского прибайкальского села. Обнаружена его специфика, мотивы, установлена степень соответствия христианским канонам в отсутствие церкви и священнослужителей, выявлена степень понимания мифологического, исторического, символического, практического содержания праздника. Выявлено, что сохраняются ритуальные действия, связанные с березой, символом счастливого дерева и женского начала, покровительницы молодых женщин и девушек. Эти символы возрождения природы и отголоски весенних девичьих гуляний свидетельствуют о сохранении народного пласта праздника. Проведенное исследование позволяет прийти к следующим результатам. В советское атеистическое довоенное время у русских побережья Байкала сохраняется традиция массового празднования Троицы в специфической форме. Атеистический прессинг привел к утрате основных христианских канонов и деформации народных представлений, лежащих в основе Троицы. Сохранившиеся некоторые элементы обычаев народной жизни, связанные с культом растительности и идеей возрождения природы, а также отголоски половозрастных обрядов перехода в следующую возрастную группу представлены довольно аморфно. Степень понимания мифологического, исторического, символического, практического содержания праздника довольна низкая. В то же время сам факт празднования Троицы в этих условиях позволяет считать, что у русских Бурятии в это сложное время продолжали сохраняться общеславянские и православные традиции. Есть все основания считать, что это были последние годы празднования Троицы в таком общесельском истинно народном масштабе.
The article considers celebration of the Holy Trinity in a small Russian village near Lake Baikal in the Soviet pre-war period. The study has revealed the specifics of the celebration, its motives, has set the degree of compliance to the Christian canons in the absence of the church and clergy, has revealed the degree of understanding of mythological, historical, symbolic and practical content of the holiday. It has been revealed that rituals associated with birch, the symbol of happy tree and feminine, female patron saint of young women and girls had been saved. These symbols of the rebirth of nature and the echoes of spring girls' festivals have been reflecting preservation of folk stratum of the holiday. The study enables us to come to the following results. Russians, living on the coast of Lake Baikal In the pre-war Soviet atheistic time, had managed to keep the tradition of mass celebration of the Holy Trinity in a specific form. The atheistic pressure had led to the loss of basic Christian canons and had strained folk concepts underlying the Trinity. Some retaining elements of folk customs associated with the cult of vegetation and the idea of the rebirth of nature as well as the echoes of age-sex rites of passage into the next age group have been preserved rather amorphous. The degree of understanding of mythological, historical, symbolic and practical content of the Feast is quite low. At the same time, the very fact of the celebration of the Holy Trinity in these conditions suggests that the Russians of Buryatia persisted Common Slavonic and Orthodox traditions in this difficult time . There is every reason to believe that these were the last celebrations of the Holy Trinity in such truly national scale.
Бурятия, Байкал, русские, советское довоенное время, атеизм, Троица, православие, народные поверья.
Buryatia, Baikal, Russian, Soviet pre-war period, atheism, Trinity, Orthodoxy, folk beliefs.
1. Жамбалова С. Г. Праздник всех праздников у русских побережья Байкала в советское довоенное время // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. ― 2011. ― № 2. ― С. 119–131.

2. Жамбалова С. Г. Специфика религиозной самоидентификации православных русских побережья Байкала // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. ― 2012. ― № 1(8) ― С. 226–234.

3. Жамбалова С. Г., Игауэ Н. Калейдоскоп: этнографические картинки XX ― начала XXI в. в устных рассказах народов Бурятии. ― Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. ― 412 с.

4. Русские: история и этнография. ― М.: АСТ: Олимп, 2008. ― 751 с.

5. Троица ― День Святой Троицы, Пятидесятница [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.calend.ru/holidays/0/0/185/ (дата обращения: 05.01.2015).

6. Троица ― 2015 (Пятидесятница). Троицкий стол [Электронный ресурс]. ― URL: supercook.ru / 700-rpk-12.html/ (дата обращения: 14.01.2015).

Статья