НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАСКОЛА В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ТЕОРЕТИКОВ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 59-66.
НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАСКОЛА В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ТЕОРЕТИКОВ
SCIENTIFIC AND HISTORICAL CONCEPTS OF SCHISM IN THE INTERPRETATIONS OF THE OLD BELIEVER THEORISTS
В статье рассматривается процесс формирования новой полемической программы старообрядческих теоретиков в их дискуссиях с официальной православной церковью в конце XIX — начале XX века, и место, которое заняли в ней наработки отечественной исторической мысли. Проработка проблем истории раскола на широкой источни- ковой базе, на принципах объективности и системности, дала старообрядческим полемистам большой фактический материал, который был вставлен ими в свой идейно- теоретический контекст. Под влиянием трудов крупных русских историков определенное развитие получает религиозно-историческая концепция старообрядчества, в которой большое значение приобретает осмысление объективных причин церковного раскола и степень ответственности за него со стороны его участников. Дискуссионная деятельность старообрядческих теоретиков получает новый импульс, приобретает новую тематику и аргументацию. Все это вместе взятое кардинальным образом изменя- ет положение старообрядчества в русском обществе рассматриваемого периода.
Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. 526 с.
Гурьянова Н. С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии / отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. 379 с.
Диспут о старообрядчестве // Церковь. 1914. № 17. С. 412-141.
Ивановский Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань: Тип. ун-та, 1892. 516 с.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Вып. I. Время патриаршества Иосифа. М.: Университетская типография, 1887. 175 с.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1909. 532 с.
Кириллов И. А. Правда старой веры. Барнаул: Фонд поддержки ..., 2008. 502 с.
Ключевский В. О. Западное влияние в России XVII в. Историко-психологический очерк // Вопросы философии и психологии. М., 1897. Год VIII, кн. 1 (36). С. 137–155; год VIII, кн. 3 (38). С. 535-558; год VIII, кн. 4 (39). С. 760–800.
Новиков И. Раскол и сектантство в Томской епархии в 1896–1897 году // Томские епархиальные ведомости. 1898. № 10. Миссионерский отдел. С. 15–22.
Новоселов А. Е. У старообрядцев Алтая // Новоселов А. Е. Беловодье: повести, рассказы, очерки. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. С. 381–406.
Обзор деятельности первого епархиального миссионерского съезда в г. Томске 10– 17 августа 1898 г. Продолжение // ТЕВ. 1898. № 24. Миссионерский отдел. С. 9–27.
Современное расколосектантство в Томской епархии // ТЕВ. 1900. № 16. Миссио- нерский отдел. С. 19–25.