ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ-ЛИПОВАН В РОССИЮ: 1910–1930-е гг. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 85-94.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ-ЛИПОВАН В РОССИЮ: 1910–1930-е гг.
В статье описывается возвращение старообрядцев-липован из придунайских земель в Россию в начале ХХ в. Старообрядцы селились крестьянскими общинами, часть пере- селенцев возвратились обратно, часть остались и в 1909–1912 гг. в окрестностях г. Алексеевска русские старообрядцы из Румынии и Австрии образовали 14 сел. Зада- ча статьи — описать возвращение старообрядцев-липован в Россию на примере от- дельных семей, предки которых повлияли на историю создания с. Рождественка. Ав- торы констатируют, что старообрядцы принимаются в подданство не в качестве ино- странцев, а как лица, восстанавливающие связи с прежним своим отечеством. В за- ключение авторы приходят к выводу о том, что политические репрессии против свя- щенников и активных прихожан нанесли непоправимый урон церковной организации и привели к ликвидации религиозных общин в Приамурье. Потомки тех переселенцев из Румынии и сейчас живут на Дальнем Востоке и пытаются сохранить память о сво- их предках.
The article describes the return of the Lipovan Old Believers from the Danube lands to Rus- sia at the beginning of the 20th century. Old Believers settled in peasant communities, some of the settlers returned, some remained in 1909-1912. In the vicinity of Alekseevsk, Russian Old Believers from Romania and Austria formed 14 villages. The purpose of the article is to describe the return of the Lipovan Old Believers to Russia using the examples of individual families, whose ancestors influenced the history of the creation of the village Rozhdestven- ka. The authors state that Old Believers are accepted into citizenship not as foreigners, but as persons restoring contact with their former homeland. In conclusion, they say that political repressions against priests and active parishioners caused irreparable damage to the church organization and led to the liquidation of religious communities in the Amur region. The descendants of those immigrants from Romania still live in the Far East and are trying to preserve the memory of their ancestors.
Русская Православная Старая Церковь, липовцы, Румыния, Ав- стрия, Дальний Восток, Приамурье, переселение, возвращение, предки
Russian Orthodox Old Church, Lipovans, Romania, Austria, Far East, Pri- amurye, resettlement, return, ancestors
Аргудяева Ю. В. Конфессиональные группы русских в Приамурье, Приморье, на Сахалине: формирование, адаптация, развитие (к постанове проблемы) // Христианство на Дальнем Востоке: мат-лы междунар. науч. конф. Ч. I. Владивосток: Изд-во Дальне- вост. ун-та, 2000. С. 6–8.
Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. 365 с.
Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора А. Н. Корфа за 1883, 1884, 1885 и 1886 гг. Хабаровск, 1886.
Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова за 1901–1902 гг. Хабаровск, 1902.
Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта С.М. Духовского за 1893, 1894 и 1895 гг. СПб., 1895.
Лобанов В. Ф. Формирование и деятельность старообрядческих общин в Приамур- ском крае во второй половине XIХ в. // Алтарь России: альманах. Вып. 1. Старообрядче- ство Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция, русские и зарубежные связи: мат-лы науч.-практ. конф. (19–25 сентября 1994 г., г. Владивосток). Владивосток — Большой Камень: Омега, 1997. С. 38–44.
Лобанов В. Ф. Опыт взаимоотношений старообрядцев и светской власти на Даль- нем Востоке (вторая половина XIX — нач. XX в.) // Дальний Восток России: историче- ский опыт и пути развития региона: Первые Крушановские чтения-1998. Владивосток: Дальнаука, 2001. С. 229–231.
Липинская В. А. Из Румынии в «Амурию» // Судьба старообрядчества в ХХ — начале ХХI в.: История и современность: сб. науч. тр. и материалов. Вып. 5. Киев: Випол, 2011. С. 153–173.
Лыкова Е. А., Проскурина Л. И. Деревня российского Дальнего Востока в 20–30-е годы ХХ века: коллективизация и ее последствия. Владивосток: Дальнаука, 2004. 188 с.
Обзор земледельческой колонизации Амурской области. Благовещенск, 1913.
Приложение к Всеподданнейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1914 г. Благовещенск, 1915.
Сердюк М. Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858–1917): дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 1998.
Шевнин И. Л. Переписка С. Ю. Витте с Д. С. Плеве о предоставлении свободы ве- роисповедания старообрядцам в Маньчжурии (1899–1903) // Религиоведение. 2010. № 3. С. 20–27.
Шевнин И. Л. Переселение зарубежных старообрядцев-липован на Дальний Во- сток в 1907–1912 гг. в условиях свободы вероисповедания // Религиоведение. 2016. № 2. С. 40–46.
Электронные ресурсы
Жертвы политического террора в СССР. URL: http://base.memo.ru (дата обраще- ния: 09.05.2019).
Муравьев А. Старообрядцы в истории Восточной Европы. Часть 1. 2013. 30 Марта. URL: http://polit.ua/lectures/2013h/03/27/muraviev.html (дата обращения: 04.05.2020).
Федорова А. И. Старообрядческие общины Южной Бессарабии в середине XIX ве- ка // Липоване: история и культура русских старообрядцев: материалы ежегодника и научных конференций / сост.: А. А. Пригарин; кафедра археологии и этнологии Украины, Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова. Вып. I–IV. Одесса, 2007. 1 DVD-ROM. Загл. с этикетки диска.
Шевнин И. История старообрядческого братства // Словесница искусств. 2012. № 2(30). URL: https://www.slovoart.ru/node/1186 (дата обращения: 09.05.2019).