Научные труды

Федорова А. И.
,
Пригарин А. А.
АРСЕНИЙ ЛЫСОВ — ПОСЛЕДНИЙ ЕПИСКОП ИЗМАИЛЬСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 95-110.
АРСЕНИЙ ЛЫСОВ — ПОСЛЕДНИЙ ЕПИСКОП ИЗМАИЛЬСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ
ARSENY LYSOV — LAST BISHOP OF THE ISMAIL OLD BELIEF DIOCESE
281.93-3:273  10.18101/978-5-9793-1674-1-95-110
В статье на основе документов Мазаракиевского архива дается комплексное исследо- вание жизнедеятельности последнего епископа Измаильской старообрядческой епар- хии Арсения (Анисима Лысова, 1885–1960). Подаются его биографические данные, особенное внимание уделяется его нелегкому послевоенному правлению 1945– 1947 гг. как из-за смены юридического подчинения епархии, так и из-за голода. Вес- ной 1947 г. епископ Арсений временно был отстранен от управления епархией по со- стоянию здоровья, а епархия передана в управление кишиневскому епископу Иосифу. А. Лысова неоднократно пытались отправить жить в какой-либо монастырь епархии, но в результате в 1950 г. он оказался в небольшом селе Анновка Бородинского райо- на, где и доживал свой век. Измаильская старообрядческая епархия после него так и не возродила свою самостоятельность.
The article based on the documents of Mazarakia archive gives a comprehensive study of the life of the last bishop of Izmail Old Believer diocese Arseniy (Anisim) Lysov, 1885– 1960. The article submits his biographical data. The special attention is given to his uneasy post-war governing during 1945–1947 because of the change of the legal subordination of the diocese and the famine. In the spring of 1947, Bishop Arseny was temporarily removed from his diocesan administration for health reasons, and the diocese was placed under the authority of Bishop Joseph of Kishinev., They tried to send A. Lysov to live in a monastery of the diocese many times, but as a result, in 1950 he ended up in a small village of An- novka, Borodino district, where he lived out his days. Ishmael Old Believer diocese after the last bishops’s governing has not revived its independence.
старообрядческий епископ, Арсений Лысов, Иосиф Моржаков, Измаильская старообрядческая епархия, Архангельский монастырь, Петропавловский монастырь, Муравлевский монастырь, Измаил, Анновка, Бессарабия
Old Believer bishop, Arseny Lysov, Joseph Morzhakov, Ismail Old Believer di- ocese, Archangel monastery, Peter and Paul monastery, Muravlevsky monastery, Ismail, Annovka, Bessarabia
Арсений (Анисим Филиппович Лысов) // Боченков В. В. Старообрядчество совет- ской эпохи. Епископы Русской православной старообрядческой церкви (1918–1991 гг.): Биобиблиографический словарь. М.: Вече, 2019. С. 88–90.

Епископ Измаильский Анисим (Арсений Филиппович Лысов) (1885–1961) // Зна- менитые старообрядцы. Жизнеописания. Достижения. Наследие: учебно-методическое пособие-хрестоматия / сост. И. Ю. Трушкова. Киров: Аверс, 2019. (Этнокультурное наследие стран и регионов. Т. 26). С.123. URL: http://kirov-peacefond.ucoz.net/Foto/ 20190607/znamenitye_staroobrjadcy-zhizneopisanija-dost.pdf

Кучерявенко І. Ф. Ізмаїльсько-Бессарабська старообрядницька єпархія як історико- культурний та конфесійний феномен (1857–1946): дис. ... канд. іст. наук. Ізмаїл, 2007. 251 арк.

Литвина Н. В. Старообрядческая Бессарабия 1940-х гг. // Современное старооб- рядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство. М.: Археодоксiя, 2016. C. 111– 118.

Лунева О.К. Старообрядческая община Покрова Пресвятой Богородицы с. Му- равлевка: 1950–1962 гг. (по материалам архива Кишиневской Епархии РПСЦ) // Международные Заволокинские чтения. Сб. 4. Рига, 2016. С. 568–584.

Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 557 с.

Пригарин А. А. «Церковная археография» в среде старообрядцев середины ХХ в.: по материалам Измаильской епархии // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2015. С. 98–109.

Пригарин А. А. Автобиографические материалы священства как источник для изучения вхождения липован в советское пространство (вторая половина 1940-х гг.) // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Бухарест, 2019. Вып.7. С. 287–303.

Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и пев- ческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с.

Тимофеев В. Белокриницкая митрополия в годы Второй мировой войны: Освя- щенный собор в г. Яссы, 1943 г. // Культура русских-липован в национальном и между- народном контексте. Вып. 6. Бухарест, 2013. С. 455–462.

Федорова А. И. Избрание и посвящение Измаильского епископа Силуяна в сан Бе- локриницкого митрополита // Старообрядчество: история, культура, современность: ма- териалы ІХ междунар. конф. (Великий Новгород, 30 сентября — 2 октября 2009 г.). Ве- ликий Новгород, 2010. С. 167–175.

Федорова А. І. Старообрядницькі общини Південної Бессарабії у XIX — першій половині XX ст.: історико-конфесійний аспект: дис. ... канд. іст. наук. Одеса, 2005. 238 арк.

Федорова А. І. Ізмаїльська старообрядницька єпархія: проблема пошуку власного єпископа (1906–1919 рр.) // Емінак. 2020. № 3 (31). С. 88–97. URL: https://doi.org/10.33782/eminak2020.3(31).438

Федорова А. І. Маргіналістика у вивченні історії старообрядництва Подунав’я // Інтелігенція і влада. Серія: Історія. Вип. 29. Одеса: Астропринт, 2013. С. 175–185.

Федорова А. І. Старообрядницька Ізмаїльська єпархія (50-і рр. ХІХ ст. — 40-і рр. ХХ ст.) // Науковий вісник. 2008. № 20(76). С. 167–177.

Федорова А. І. Ізмаїльська старообрядницька єпархія у перші повоєнні роки (1945– 1947). Старожитності Лукомор’я. 2021. №2. С. 124–134. URL: https://doi.org/10.33782/ 2708-4116.2021.2.69.

Чибисов А. В. (игумен Мануил). Тенденции развития древлеправославной церкви в СССР (1941–1949 гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. «История. Регионоведение. Международные отношения». 2011. № 1. С. 39–46.
Статья