Научные труды

Дроботушенко Е. В.
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ (БУРЯТСКОЙ) АССР И ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 134-139.
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ (БУРЯТСКОЙ) АССР И ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
OLD BELIEVER COMMUNITIES OF THE BURYAT-MONGOLIAN (BURYAT) ASSR AND CHITA REGION IN THE POST-WAR SOVIET PERIOD: PROBLEMS OF STUDY
281.93-3(571.54+571.55)  10.18101/978-5-9793-1674-1-134-139
В статье на основе имеющихся научных и научно-популярных публикаций, а также малоизвестных и неизвестных архивных документов характеризуются особенности развития старообрядческих общин на территории двух субъектов РСФСР — Бурят- Монгольской (Бурятской) Автономной Советской Социалистической Республики и Читинской области в послевоенный советский период. Автор отмечает, что данная проблематика на сегодняшний день изучена недостаточно. Если по более раннему времени исследований относительно много, то советское, особенно послевоенное, время не стало в плане изучения старообрядчества объектом пристального внимания ученых. Основу исследования составили документы Государственного архива Рос- сийской Федерации (ГАРФ) и Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ). Отмечается, что, согласно документам, старообрядчество в рассматриваемое время получило значительно большее развитие на территории Бурятии, чем в Читинской об- ласти. Так, в Бурятии некоторое время действовало зарегистрированное религиозное объединение старообрядцев. Известно и о большом количестве незарегистрирован- ных религиозных сообществ. В Читинской области речь длительное время шла только об одной общине, количество прихожан которой постоянно сокращалось и к началу 80-х гг. XX в. составляло всего несколько человек. Значительно больше старообряд- чество получит развитие в Бурятии и после смены социально-политической парадиг- мы во второй половине 1980-х гг. Автор говорит о том, что основной сложностью ра- боты по проблематике исследования является слабое освещение истории старообряд- ческой церкви в регионе на страницах документов. Данные отрывочны и на сего- дняшний день позволяют составить представление только об отдельных аспектах названной истории. Требуется дальнейшая серьезная работа с источниками, прежде всего, с документами центральных архивов, фонды которых по старообрядчеству в Забайкалье в послевоенное советское время исследователями изучены на сегодня в незначительной степени.
The article, based on available scientific and popular scientific publications, as well as little- known and unknown archival documents, describes the features of the development of old- believers’ communities on the territory of two subjects of the RSFSR, the Buryat-Mongolian (Buryat) Autonomous Soviet Socialist Republic and the Chita region in the post-war soviet period. The author notes that this problem has not been studied enough to date. If there are relatively many studies at an earlier time, then the Soviet period, especially after the war, did not become an object of close attention of scientists in terms of studying the old believ- ers. The study was based on documents from the State archive of the Russian Federation (SA RF) and the State archive of the Republic of Buryatia (SARB). It is noted that, accord- ing to the documents, old believers, at the time under review, received much more develop- ment on the territory of Buryatia than in the Chita region. A registered religious Association of old believers operated there for some time. Many unregistered religious communities are also known. In the Chita region, for a long time there was only one community, the number of parishioners of which was constantly decreasing, reaching several people by the early 80's of the XX century. Much more old believers will develop in Buryatia after the change of socio-political paradigm in the second half of the 1980s. The author says that the main difficulty of the study is the weak coverage of the history of the old believers' church in the region on the pages of documents. The data are sketchy and, to date, allow us to get an idea only about certain aspects of the named history. Further serious work with the sources is re- quired, first, with the documents from the Central archives, the funds of which have been studied by researchers to a small extent in the context of the history of the old believers in Transbaikalia in the post-war Soviet period.
религиозность, религиозное сообщество, религиозная политика, религиозное объединение, старообрядчество, община, Бурят-Монгольская (Бурятская) АССР, Читинская область.
religiosity, religious community, religious policy, religious Association, old be- lievers, community, Buryat-Mongolian (Buryat) ASSR, Chita region
ГАРБ (Государственный архив Республики Бурятия). Ф. Р-1857.

ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р6991.

Болонев Ф. Ф. «Народный календарь» семейских Забайкалья (2-я пол. XIX — нач. XX в.). Новосибирск: Наука, 1978. 158 с.

Болонев Ф. Ф. Новые материалы к истории поселения старообрядцев (семейских) Забайкалья // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 22. С. 524–530.

Болонев Ф. Ф. Семейская живая старина за Байкалом. Улан-Удэ: Нова Принт, 2015. 424 с.

Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. Новосибирск: Февраль, 1994. 148 с.; Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 340 с.; М.: ДИК, 2004. 350 с.

Бураева С.В. Богодухновенные книги старообрядцев (семейских) Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 101 с.

Васильева С. В., Бураева С. В. Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправославия. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 166 с.

Васильева С. В. Реализация государственной политики по отношению к старооб- рядцам в Байкальском регионе в первой половине XIX в. // Вестник Бурятского государ- ственного университета. Сер. «Педагогика. Филология. Философия». 2013. № 7. С. 11–16.

Васильева С. В. Старообрядчество на окраинах России: вынужденная подвижность или миграционное перемещение // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. «Гуманитарные исследования Внутренней Азии». 2014. № 2. С. 11–17.

Васильева С. В., Бураева С. В. Советская власть и старообрядчество в Байкальском регионе: эволюция государственной политики в XIX в. // Известия Иркутского государ- ственного университета. Сер. «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 19. С. 83–91.

Ильина-Охрименко Г. И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX–XX вв. Резьба и роспись. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 88 с.

Костров А. В. Забайкальское старообрядчество начала XX в. в контексте импер- ского регионализма // Известия Иркутского государственного университета. 2012.

№ 2(3). Ч. 1. С. 100–104.



Костров А. В. «Семейские» социокультурные трансформации в период формиро- вания группы // Исторические, философские, политические и юридические науки, куль- турология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 82–84.

Костров А. В. Статистика старообрядческих согласий Забайкалья в начале XX в. // Старообрядчество: история, культура, современность: мат-лы X Междунар. конф. Т. 1. М.: [б.и.], 2011. С. 174–186.

Покровский Н. Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. 1975. № 6. Вып. 2. Сер. «Общественные науки». С. 109–112.

Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Освоение Сибири и старообрядчество // Все- российский экономический журнал ЭКО. 2011. Т. 3. № 2. С. 168–184.

Попова А. М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск: [б.и.], 1928. 36 с.

Селищев А. М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: [б.и.], 1920. 81 с.

Юмсунова Т. Б. Язык семейских — старообрядцев Забайкалья. М.: Языки славян- ской культуры, 2005. 288 с.