Научные труды

Архипова Н. Г.
,
Оглезнева Е. А.
ЖИЗНЬ И СУДЬБА АМУРСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАССКАЗОВ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ) // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 179-189.
ЖИЗНЬ И СУДЬБА АМУРСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАССКАЗОВ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ)
LIFE AND FATE OF THE AMUR OLD BELIEVERS (BASED ON THE LIFE STORY MATERIALS OF A MODERN OLD BELIEVER COMMUNITY REPRESENTATIVE)
281.93-3:82-94  10.18101/978-5-9793-1674-1-179-189
Статья посвящена истории и языку старообрядцев, проживающих на территории Амурской области. Представлены исторические данные об амурских старообрядцах, начиная с середины XIX в.: указаны периоды переселения старообрядцев, места их расселения, этнографические группы, а также выделены диалектные группы говоров старообрядцев в Приамурье по данным научных и полевых исследований с участием авторов.

До настоящего времени в силу религиозных убеждений, этнической обособленности и преданности старине старообрядцы Приамурья сохранили бытовые, культурные, ми- ровоззренческие черты, отличающие их от другого крестьянского населения края, и особый язык, который, с одной стороны, подвергается нивелирующему влиянию ли- тературной формы русского языка и окружающих диалектов, а с другой — сохраняет древние, исконные черты материнских говоров и позволяет проследить историю амурских старообрядцев на фоне всего общерусского старообрядческого движения.
История одной из амурских старообрядческих общин в статье представлена в персо- нифицированном виде — через рассказы ее представительницы о своей жизни и судь- бе. Записанные и подготовленные к опубликованию материалы демонстрируют тема- тические доминанты рассказов амурских старообрядцев в целом и яркие особенности языковой личности собеседницы.
The article is devoted to the history and language of the Old Believers living on the territory of the Amur Region. Historical data on the Amur Old Believers, starting from the middle of the 19th century, are presented: the periods of resettlement of the Old Believers, their places of settlement, ethnographic groups are indicated, and dialect groups of dialects of the Old Believers in the Amur Region are identified according to scientific and field research with the participation of the authors.

Until now, due to religious convictions, ethnic isolation and devotion to antiquity, the Old Believers of the Amur Region have retained everyday, cultural, ideological features that dis- tinguish them from other peasant population of the region, and a special language, which, on the one hand, is subject to the leveling influence of the literary form of the Russian language and the surrounding dialects, and on the other hand, it preserves the ancient, primordial fea- tures of maternal dialects and allows you to trace the history of the Amur Old Believers against the background of the entire all-Russian Old Believer movement. The story of one of the Amur Old Believer communities is presented in the article in a per- sonified form — through the stories of one of the representatives of the community about her life and fate. The stories recorded and prepared for publication demonstrate the thematic dominants of the stories of the Amur Old Believers in general and the vivid features of the linguistic personality of the co-conversationalist.
Дальний Восток, Приамурье, амурские старообрядцы, этнографи- ческая группа, семейские, русский язык, говоры старообрядцев, языковая личность, диалектный текст
Far East, Amur Region, Amur Old Believers, ethnographic group, Semeiskie, Russian, dialects of Old Believers, linguistic personality, dialect text
Аргудяева Ю. В. Культура и быт старообрядцев юга Дальнего Востока: традиции и современность // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: результат и перспек- тивы комплексных исследований русского старообрядчества. М., 1998. С. 3–12.

Аргудяева Ю. В., Хисамутдинов А. А. Из России через Азию в Америку. Русские старообрядцы. Владивосток: Дальнаука, 2013. 427 с.

Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей, со включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран / сост. А. Кириллов. Благо- вещенск: Тип. т-ва Д. О. Мокин и К°, 1894. 543 с.

Кирпикова Л. В. Непредметная лексика села Новоандреевка Белогорского района Амурской области: дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 1972. 18 с.

Кирпикова Л. В. Особенности быта и воззрений амурских старообрядцев, отра- женные в лексике их говора // Алтарь России. Владивосток — Большой камень, 1997. С. 83–86.

Кирпикова Л. В. Архаические элементы в речевой практике амурских старообряд- цев // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местная традиция. Русские и зарубежные связи. Владивосток, 2000. С. 32–38.

Погодные ведомости состояния и учета сектантов в Амурской области. 1900– 1902 гг. Благовещенск, 1903. 23 с.

Погодные ведомости состояния и учета сектантов в Амурской области. 1903– 1905 гг. Благовещенск, 1906. 18 с.

Реестр учета сектантов и иноверцев Амурской области. Благовещенск, 1910. 24 с.

Слово: фольклорно-диалектологичский альманах. Вып. 4. Амурское старообрядче- ство: речевые портреты. Речевые жанры. Словарь. Язык фольклора. Благовещенск: Ам- ГУ, 2006. С. 93–100.
Статья