Научные труды

Старикова Г. Н.
,
Си Л.
ЖЕНСКИЕ ЗАПИСКИ В СОСТАВЕ ТОМСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ В АСПЕКТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 205-217.
ЖЕНСКИЕ ЗАПИСКИ В СОСТАВЕ ТОМСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ В АСПЕКТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ
WOMEN'S NOTES FROM THE COLLECTION OF TOMSK OLD BELIEVER IN THE ASPECT OF LINGUISTIC CONTENT
81(571.16)  10.18101/978-5-9793-1674-1-205-217
Публикация знакомит с коллекцией женских старообрядческих бытовых памятников, созданных в основном во второй-третьей четверти XX в., хранящихся преимуще- ственно в фондах Томского областного краеведческого музея. Это небольшие, чаще в 1–2 страницы, тексты, исполненные на бересте и бумаге. Содержательно они пред- ставляют собой дневниковые записи за ряд лет, личные письма, записки женщин друг другу, рисунки с подписями, счета снесенных курами яиц, разнообразные пробы пера и руки и др. Публикация подготовлена по правилам лингвистического издания памят- ников, максимально полно отражающего индивидуальную практику письма.

В собственно исследовательской части статьи представлена лингвистическая содер- жательность данных материалов, обозначаются наиболее перспективные с позиций публикаторов направления их изучения, составляющие предмет и проблематику эт- ноконфессиональной лингвистики. Среди них видится, например, анализ графики ис- точников как отражения взаимовлияния традиций кирилловского и гражданского письма, выявление черт говора (говоров) женщин на разных языковых уровнях и др. Поскольку публикуемые тексты в своей основной части характеризуются богатым спектром выражаемых авторами записей чувств, представляется интересным изуче- ние как средств их репрезентации, так и отражения ими такого сущностного качества конфессии, как эсхатологизм. Основное внимание в работе уделено исследованию в источниках такого лексико- грамматического разряда слов, как числительные, достаточно частотно представлен- ного здесь. Интерес к счетным словам обусловлен рядом факторов, ведущим из кото- рых является архаика лексико-грамматических и графических средств их передачи.
The publication introduces a woman collection of Old Believer household monuments, most of them were created in the second-third quarter of the 20th century, and stored mainly in the Tomsk Regional Museum of Local History. These are small texts that were written on birch bark and paper, the number of pages is usually 1–2. Their content is diary entries col- lected over the years, personal letters, women's notes written to each other, drawings with signatures, accounts of eggs laid by hens, various samples of pen and hand, etc. The publica- tion is prepared according to the rules of the linguistic edition of the monuments, reflecting the individual practice of writing as fully as possible.

The linguistic content of these materials, which indicate promising avenues of their study from the publisher’s perspective, is presented in the research part of the article. These prom- ising avenues constitute the subject and problematic of ethno-confessional linguistics. It can be seen among them, for example, the analysis of the sources’ graphic as a reflection of the mutual influence between the traditions of Cyrillic and civilian writing, the identification of the women’s dialectal features at different linguistic levels, etc. In so far as the published texts in their main part are characterized by a rich spectrum of authors’ feelings, which were expressed through their notes, it is interesting to study both the means of their representation and the eschatology reflected by them as one of the essential qualities of the confession. The main attention of the work is paid to the research of lexicon-grammatical category of words from sources, such as numerals, which are frequently represented here. The interest in counting words is due to a number of factors. The most important of them are the archaic lexicon-grammatical and graphical tools of their transmission in household monuments.
старообрядчество, бытовая письменность, конфессиональный дис- курс, этноконфессиональная лингвистика, традиционализм, лингвистическое источ- никоведение, лингвистическая содержательность, архаика счетных слов.
Old Believers, householdscript, confessional discourse, ethno-confessional lin- guistics, traditionalism, linguistic source study, linguistic content, archaic counting words
Бахтина О. Н. Сибирская крестьянская библиотека: Новые поступления Томского областного краеведческого музея // Русская книга в дореволюционной Сибири. Государ- ственные и частные библиотеки. Новосибирск, 1987. С. 139–161.

Дровникова Л. Н. История числительных в русском языке. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1985. 111 с.

Есипова В. А., Куклина Т. Э. «Заимочная» коллекция: рукописи XX в. на бересте. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2014. 124 с.

Жолобов О.Ф. Древнеславянские числительные в этимологическом и сопостави- тельном аспектах //Сопоставительная филология и полилингвизм: мат-лы Всерос. науч.- практ. конф. в Казанском университете (29–31 октября 2002 г.) / под ред. Н. А. Андрамо- новой. Казань, 2003. С. 82–91.

Зайцев Д. Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 708 с.

Лю Си. «Книга пасхальная» как источник изучения старообрядческих традиций письма // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. мат-лов VIII (XXII) Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (15–17 апреля 2021 г.). Томск, 2021. С. 271–274.

Мальцев А. И. «Книга пасхальная» — берестяной старообрядческий дневник за 1956–1975 гг. // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–ХХ вв. Новосибирск, 1998. С. 263–272.

Приль Л. Н. «Островной летописец» // Труды Томск. гос. объед. ист.-архитект. му- зея. Т. 8. Томск, 1995. С. 183–222.

Приль Л. Н. Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в XIX — 80-х гг. XX в.: Опыт реконструкции жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2002. 19 с.

Старикова Г. Н. «Женские записки» старообрядческой коллекции: к проблеме единства содержания и формы текста // Вестник НГУ. Сер. «История, филология». 2011. Т. 10. Вып. 9. Филология. С. 35–39.

Старикова Г. Н. Отражение конфессионального дискурса в дневниках старообряд- цев // Вестник НГУ. Сер. «История, филология». 2013. Т. 12. Вып. 2. Филология. С. 198– 202.

Старикова Г. Н., Лю Си. Графика бытовых старообрядческих рукописей в аспекте конфессионального традиционализма (В печати).
Статья