ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЕЙ»? // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвя щенной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 264-268.
ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЕЙ»?
Наше антропологическое существование определяется его тройной экологией: окружающей среды, социума и психики. «Лингвистическая экология» задает основной тон для антропологического существования как вида, культурной группы и субъекта, наделенного психикой и желанием. Как может лингвистическая практика, обучение и теоретизация сохранить верность такой комплексной экологии, несмотря на чрезмерное упрощение и абстрагирование позитивистской редукцией на различных уровнях — политическом, экономическом и образовательном? Именно это приведет нас от экологии теории сложности к кросс-лингвистике, транслингвистике, семиотике. Или: что включает определение настоящего, разнородного, лингвистического праксиса?
Our anthropological existence is defined by its triple ecology: environmental, social and psychical. “Linguistic ecology” designs one of the main mood for such an existence, as a species, a cultural group and a psychical, desiring subject. How can linguistic practice, transmission and theorisation re- main faithful to such a complex ecology, instead of oversimplifying and abstracting it by a positivistic reduction, on various levels such as political, economical and educational? This is what will lead us from an ecology of complexity theory to interlinguistics, to translinguistics, to semiotics. Or: what requires the definition of a true, complex, linguistic praxis?
The paper is done with the article of Patrici Baccou, a representative of the Calandreta Occitan school.
complex ecology, linguistic ecology, interlinguistics, linguistic praxis, translinguistics, idiom, language, semiotics, psychism, desire
Арасс Д. История картин. Гайимар, 2004.
Делез Ж. & Гуаттари Ф. Тысяча подносов. Минуи, 1980.
Дескола Ф. За пределами природы и культуры. Гайимар, 2005.
Добуи Б. Сопротивление через лингвистический труд: случай амузго // В Леонард К. и Гарин В. (изд.) Контакты (или конфликты) языков в контексте посткоммунизма или постколониализма. Пресс-университет Медитерране, 2016. P. 249–271.
Дольто Ф. Все есть язык. Гайимар, 1987.
Глиссан Э. Поэтика отношений. Гайимар, 1990.
Лаффитт П. Ж. Педагогика и Язык. Институционная педагогика, навстречу наукам о чело- веке и о языке. Л’Арматтан, 2020.
Лаффитт П. Ж. Язык за пределами слов. Встреча на заре языка между институционной пси- хотерапией и семиотикой Пирса. Издательство д’Юн, 2021.
Леонард Ж.-Л. и Афилес Гонсалес К. Ж. Педагогические ресурсы в языках американских индейцев. От реституции — к цифровому воссозданию. Год исследований в области педагогических наук. 2022(к изданию).