Научные труды

Тихомирова Н. Л.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвя щенной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 341-343.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
SOME QUESTIONS OF RUSSIAN VOCABULARY AND GRAMMAR IN THE LIGHT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION
Описаны некоторые вопросы лексики и грамматики русского языка, вызывающие трудности у студентов, изучающих русский язык как иностранный (далее РКИ), которые без специального обучения снижают успешность межкультурной коммуникации на русском языке. Овладение описываемыми случаями составляет часть межкультурной компетенции, понимаемой нами как главнейший результат обучения. Преодоление описываемых трудностей может происходить как на уроках РКИ, так и на спецкурсах по межкультурной коммуникации, в практике преподавания РКИ, межкультурных тренингах.

The article describes some issues of Russian vocabulary and grammar that cause difficulties for stu- dents studying Russian as a foreign language (hereinafter — RFL). The identified difficulties reduce the success of intercultural communication in Russian without special training. Mastering the de- scribed cases is part of intercultural competence, which we understand as the main result of learning. Overcoming the described difficulties can occur both in RFL lessons and in special courses on intercultural communication, in the practice of teaching RFL, and in intercultural training.

обучение РКИ, межкультурная коммуникация, трудности лексики и грамматики, межкультурная компетенция.

teaching RFL, intercultural communication, vocabulary and grammar difficulties, intercultural competence
Бабичев Н. Словарь ассоциаций. URL: http://www.slovesa.ru/ (2017. 17 мая)

Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Лысакова И. П., Пассов Е. И. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / под ред. проф. А. Л. Бердичевского. М.: Русский язык. Курсы, 2011. 184 с.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1038 с.

Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М.: Языки славянских культур, 2009. 512 с.

Остапенко В. И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. М.: Русский язык, 1983. 149 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.lib.ru/DIC/ OZHEGOW/ozhegow_e_l.txt (2017. 7 фев.)

Щукин А. Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пос. для вузов. М.: Русский язык, 2003. 305 с.
Статья