Научные труды

Доржиева М. О.
Особенности Я-образа подростков из неблагополучных семей // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 193-195.
Особенности Я-образа подростков из неблагополучных семей
Self-image of adolescents from disadvantaged families
В статье представлены результаты исследования Я-образа подростков из неблагополучных семей. Автором отмечается значимость подросткового возраста при формировании самосознания, которое впоследствии определяет жизненный путь личности, определяя его дальнейшее развитие и поведение. Автор изучает влияние семьи на становление Я-образа подростков. В исследовании выявлено, что у подростков из неблагополучных семей менее выражены представления о себе, своих интересах и умениях, о своих чувствах; отсутствуют перспектива и профессиональное самоопределение в образе-Я; негативное самовосприятие. Для формирования образа-Я решающим фактором являются особенности взаимоотношений в семье, сложившийся эмоциональный микроклимат в ней. У подростка формируется позитивный образ-Я при условии принятия его и опоре при психолого-педагогическом воздействии на положительные качества.
In the article the results of research of image I of teenagers are presented from unhappy families. An author is mark meaningfulness of this teens at forming of consciousness that determines the course of life of personality afterwards, determining his development and behavior. An author studies influence of family on becoming of image I of teenagers. It is educed in research, that for teenagers from unhappy families ideas are less expressed about itself, interests and abilities, about feelings; a prospect and professional self-determination are absent in image I; negative perception itself. For forming of image I a decision factor are features of mutual relations in family, folded emotional microclimate in her. For a teenager positive image I is formed on condition of acceptance of him and to support at the education affecting positive qualities.
Я-образ, личность подростка, самовосприятие, неблагополучная семья, самооценка, рефлексия, самосознание.
the image I, personality of teenager, perception itself, unhappy family, self-appraisal, reflection, self-consciousness
1. Выготский Л. С. Проблема возраста: в 6 т. – М. 1984. Т 4. – с. 468-541.

2. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. М., 2007 – 381 с.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000 – 375 с.

4. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.

5. Соколова Е.Т., Чеснова И.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. – 1986. – №2. – С. 110.

References

1. Vygotskij L. S. Problema vozrasta. V 6 t. – M. 1984. T 4. – s. 468-541.

2. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya / Pod red. I. V. Dubrovinoj. M., 2007 – 381 s.

3. Rajs F. Psihologiya podrostkovogo I yunosheskogo vozrasta. – SPb.: Piter, 2000 – 375 s.

4. Rumyanceva T.V. Psihologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare – SPb., 2006. S.82-103.

5. Sokolova E.T., Chesnova I.T. Zavisimost’ samoocenki podrostka ot otnosheniya k nemu roditelej // Voprosy psihologii. – 1986 g. – №2. – S.110.
Статья