Научные труды

Святенко М. А.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // ПРАВОСЛАВИЕ И ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: Материалы международной научно-практической конференции (29.01.2015 – 30.01.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: Г. С. Митыпова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 129-133.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
INSTITUTIONAL FUNCTIONS OF RELIGION IN MODERN SOCIETY
В статье через анализ работ отечественных и зарубежных авторов определены институциональные функции религии, характерные для современного этапа развития общества. Каждая функция выполняет определенную роль. Компенсаторная функция участвует в снятии стресса, утешении, медитации, духовном наслаждении человека. Интегративная функция объединяет верующих в единое целое. Мировоззренческая функция определяет ценностные ориентации личности, смысл жизни. Легитимизирующая функция религии способствует укреплению стабильности общества, устойчивости социальной системы. Коммуникативная функция обеспечивает установление различного рода связей между людьми, принадлежащими к одному вероисповеданию. Через регулятивную функцию осуществляется управление сознанием и поведением индивидов и социальных групп. Культуротранслирующая функция сохраняет и передает культурные ценности, научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты, имеющие об-щечеловеческий характер.
In article through the analysis of works of domestic and foreign authors insti-tutional functions of religion, characteristic for the present stage of develop-ment of society are defined. Each function carries out a certain role. Compensatory function participates in removal of a stress, a consolation, meditation, spiritual pleasure of the person. Integrative function unites believers in a whole. World outlook function defines valuable orientations of the personality, meaning of life. The legitimizing function of religion promotes strengthening of stability of society, stability of social system. Communicative function provides different establishment of communications between the people belonging to one religion. Through regulatory function control of consciousness and behavior of individuals and social groups is exercised. broadcasting culture function keeps and transfers cultural values, scientific ideas of the world and the person, the historical traditions, memorials having universal character.
институционализация, современное общество, компенсаторная функция, интегративная функция, мировоззренческая функция, легитимизирующая функция, коммуникативная функция, регулятивная функция, культуротранслирующая функция.
institutionalization, modern society, compensatory function, integrative function, world outlook function, the legitimizing function, communicative function, regulatory function, broadcasting culture function.
1. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. ― М., 1991. ― 364 с.

2. Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Религия как предмет науки // Религии мира. ― М., 1989. ― С. 5–34.

3. Малиновский Б. Магия, наука и религия. ― М., 1998. ― 304 с.

4. Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. ― М., 1975. ― 301 с.

5. Ольшанский Д. В. Психология масс. ― СПб., 2001. ― 561 с.

6. Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. ― М., 2001. ― 480 с.

7. Платонов К. К. Психология религии // Социальная психология. ― М., 1975. ― С. 83–97.

8. URL: http://pstgu.ru/theology/teology_in_Russia/ (дата обращения: 10.12.2014).

9. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/154122p.html/ (дата обращения: 10.12.2014).

10. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/pars/intro.php/ (дата обращения: 11.12.2014).

11. Фейербах Л. Избранные философские произведения. ― М., 1955. ― Т. 1. ― С. 117.

12. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. ― М., 2009. ― С. 84–86.

13. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. ― М., 2001. ― Т. 1. ― 424 с.

14. Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. ― СПб., 2002. ― С. 54–59.

15. Широкалова Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социс. ― 2001. ― № 7. ― С. 80–88.

Статья