ТРАНСЦЕНДЕНТНО-ИММАНЕНТНЫЙ ПОДХОД К РЕЛИГИОЗНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // ПРАВОСЛАВИЕ И ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: Материалы международной научно-практической конференции (29.01.2015 – 30.01.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: Г. С. Митыпова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 167-171.
ТРАНСЦЕНДЕНТНО-ИММАНЕНТНЫЙ ПОДХОД К РЕЛИГИОЗНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматриваются дихотомические и трансцендентно-имманентные подходы к проблеме возникновения религиозного чувства в человеке. Дихотомический подход утверждает, что религия и общество возникают и функционируют по разным законам и ни одно из них не является определяющим в их взаимодействии. Трансцендентно-имманентный подход доказывает, что религия и общество не просто взаимодействуют друг с другом, но религия изначально присуща человеческому обществу. Наиболее ярко данный подход представлен в «анонимном христианстве», которое утверждает, что искупительная жертва Иисуса Христа распространяется на всех, кто живет в соответствии с общечеловеческими моральными нормами. Эта мысль способствовала тому, чтобы идеи нравственного самосовершенствования человека, независимо от его религиозной принадлежности, легли в основу экуменического движения. Автор обращает внимание на то, что православная философия акцентирует трансцендентно-имманентную сущность религиозного чувства, а не просто имманентно присущую ему религиозность.
The article deals with dichotomous and transcendent-immanent approach to the problem of the emergence of religious man’s feeling. Dichotomous approach argues that religion and society emerge and operate according to different laws and none of them is not a determining factor in their interaction. Transcendent-immanent approach proves that religion and society is not just interact with each other, but religion is inherently human society. Most clearly this approach is presented in "anonymous Christianity", which argues that the atoning sacrifice of Jesus Christ extends to all those who live in accordance with universal moral norms. This idea contributed to the fact that the idea of moral self-perfection of man, regardless of his religion, became the basis of the ecumenical movement. The author draws attention to the fact that the Orthodox philosophy emphasizes the transcendent-immanent essence of religious feeling, and not just an intrinsic religiosity him.
1. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. ― М.: Республика, 1994. ― 415 с.
2. Суворов О. В. Иррационализм [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. ― М.: Мысль, 2001. ― URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/467/ИРРАЦИОНАЛИЗМ (дата обраще-ния: 3.01.2015).
3. Thomas G. F. Philosophy and Religious Belief. ― New York, 1970. ― P. 123. Цит. по: Современная буржуазная философия и религия / под ред. А. С. Богомолова. ― М.: Политиздат, 1977. ― 376 с.