ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО, ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 2): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) В двух томах (16.06.2016 – 19.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 208-214.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО, ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
EDUCATIONAL POTENTIAL OF RUSSIAN INTELLIGENTSIA: INTERNATIONAL AND PATRIOTIC ASPECT
37.035.6:316.344.34
Противопоставление патриотизма и интернационализма как дискурсивных сюжетов государственной воспитательной политики носит скорее политически конъюнктурный, чем когнитивно-философский характер. Зачастую властным элитам удобно следовать принципу «разделяй и властвуй», объявляя интересы части социума выше интересов целого. Тогда патриотизм становится разменной монетой и средством политической манипуляции. Но мысль о целом не упраздняет реального значения частей; как любовь к отечеству не противоречит привязанности к более тесным социальных группам, например, к своей семье, так и преданность к общечеловеческим интересам не исключает национального (малого) патриотизма. Интеллигенция, как в нравственном, так и социально-профессиональном смысле, всегда была лидером политических процессов и продолжает оставаться наиболее критически мыслящей, активной и протестной частью российского общества, в качестве громоотвода стягивая на себя обвинения в предательстве, измене и двурушничестве. Возможно, что сегодняшняя ситуация, характеризующаяся значительным падением уровня доходов населения РФ, ужесточением роли фискальных и силовых структур, является предвестником большого тектонического сдвига в общественном сознании. И катализатором этого процесса, реальной политической силой, способной осознать и возглавить процесс общественного реформирования, должна стать интеллигенция, обладающая максимальным социальным, воспитательным и научным потенциалом.
Opposition of patriotism and internationalism as discursive subjects of public educational policies has political reasons rather than cogni- tive and philosophical foundations. Often political elites guided by the principle of «divide and conquer» declare interests of one social group to be of more importance than interests of the society as a whole. In such a context patriotism becomes a means of political manipulation. However caring about the whole does not contradict car- ing about its parts; love to the motherland does not cancel affection to smaller social groups such as family. Similarly pursuing universal in- terests does not exclude national (smaller) patriotism. Intelligentsia, in both moral and socio-professional context, has always been a lead- er in political processes and continues to be the most critical thinking and active part of the Russian society; it is often blamed for treachery, betrayal and double-dealing. It is possible that the current situation when the incomes of Russia‘s population are dramatically decreasing, control of fiscal and power structures is becoming stricter, might lead to a great tectonic shift in public consciousness. This process should be catalyzed by a real political force, capable of understanding and leading reforms, i.e. intelligentsia with their maximum social, educa- tional and scientific potential.
патриотизм, космополитизм, интернационализм, интеллигенция, воспитание, национальная и социокуль- турная идентификация, социальная мифология, власть, государство, политические силы.
patriotism, cosmopolitism, internationalism, intelligentsia, education, national and socio-cultural identity, social mythology, authority, state, political forces.
1. Дмитрий Лихачев и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Докумен- ты. Фотографии / сост., ред., авт. пер. Е. Г. Водолазкин. – СПб.:Logos, 2002.