ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ* // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 2): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) В двух томах (16.06.2016 – 19.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 215-220.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ*
TEACHING STAFF: INTELLIGENTSIA AND PROFESSIONALISM
*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-06-10779)
37.08
Статья посвящена проблеме профессионального развития педагогов. Представлены результаты исследования профессиональных качеств личности и представлений учителей о собственном ролевом репертуаре. Показано, что развивающиеся, успешные педагоги-профессионалы (модель развития) характеризуются высоким уровнем развития интегральных характеристик личности, наличием в ролевом репертуаре таких ролей, как Интеллигент, Наставник, Вдохновитель, Воспитатель, Психотерапевт. Тогда как, педагогам, работающим в модели адаптивного функционирования, свойственно жестко-ролевое поведение с узким ролевым репертуаром, низким уровнем развития профессионального самосознания. Эффективным средством профилактики и коррекции жесткого профессионально-ролевого поведения и развития полиролевого поведения учителя является специальный тренинг с использованием техник психодрамы. Его эффективность подтверждена результатами количественного анализа полученных данных (статистические методы) и качественного анализа отзывов учителей о полезности участия в группе.
The article discusses professional development of teachers by pre- senting results of a study of professional qualifications and perceptions of teachers about their own roles and responsibilities. It is shown that the successful role models are characterized as integral personalities playing roles such as Intellectual, Mentor, Inspirer, Teacher, and Psychotherap- ist. Whereas, teachers who chose adaptive functioning model are charac- terized by strict role bound behavior and low level of professional self- awareness, the range of roles performed by them is narrow. An efficient way to prevent and correct such a strict role bound behavior and develop the ability to perform multiple roles is to conduct trainings using psy- chodrama techniques. Its efficiency is proven by quantitative analysis of the collected data (statistical methods) and qualitative analysis of teach- ers‘ feedback on the trainings.
концепция профессионального развития лич- ности, профессиональное развитие, жестко-ролевое поведение,
professional development concept, professional develop- ment, role bound behavior, multiple role behavior, intelligentsia, professionalism, role repertoire, role, teacher, training, psychodrama.
1. Колмакова И. Г. Технология развития полиролевого поведения в профессиональном и карьерном развитии педагогов // Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете: сб. науч. докл.: в 2 т. / под ред. Е. Рангеловой. – Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2015. – Т.1. – С.254–259.
2. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014.– 376 с.