ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКИХ ХРАМОВ БУРЯТИИ В XIX в. // Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII): сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Н. С. Байкалов, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2017. - С. 19-22.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКИХ ХРАМОВ БУРЯТИИ В XIX в.
HISTORICAL FEATURES OF BUDDHIST TEMPLES OF BURYATIA IN THE XIX CENTURY
Статья посвящена историческим особенностям буддийских храмов Бурятии в контексте взаимодействия с властью. На базе архивных источников проанализирована роль государственного регулирования в вопросах строительства и реконструкции дацанов. Рассматривается история становления буддийской храмовой архитектуры Бурятии. На примере архивного источника «Прощение прихожан Сартольского дацана по вопросу его увеличения в размерах» рассмотрена процедура получения разрешения на предмет исправления или реконструкции архитектурной составляющей храма. Автор пытается рассмотреть дацаны не только как предмет религиозного сооружения, в XIX в. они олицетворяли развитие культуры, образования и науки этнической Бурятии. Основное внимание уделено рассмотрению статей Положения о ламайском духовенстве 1853 г. по вопросам регулирования строительства дацанов.
The paper contains valuable information for those who investigate the issues of Buddhism history and outlines the problems which draw attention to recent scholars in the field. The article is dedicated to the history of temple architecture's foundation in Buryatia. The pro- cess of obtaining permission for correction or reconstruction of temple's architectural com- ponents is described. For analysis of the state regulation’s role in issues of temples con- struction and reconstruction different archival sources are investigated, including the peti- tion of Sartolski datsan’s parishioners. The author tries to consider the temples not only as a subject of religious buildings, in the XIX century, they represented the development of cul- ture, education and science of ethical Buryatia.
Buddhism; Buddhist architecture; temple; reconstruction; the construction of the datsan; Sartolski datsan; state regulation.
Герасимова К. М. Ламаизм и национальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX в. Улан-Удэ, 1957.
Лепехов С. Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: материалы конф. Улан-Удэ, 2002.
Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983.
Номогоева В. В. Бурятский буддизм: традиции просвещения и совет- ская власть // Власть. 2010. № 7.
Цыремпилов Н. В. За святую Дхарму и Белого царя: Российская империя глазами бурятских буддистов XVII–XVIII вв. // Ab Imperio. 2009. № 2.
Цыремпилов Н. В. Буддизм и Империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII – нач. XX в.). Улан-Удэ, 2013.
Государственный архив Республики Бурятии (ГАРБ). Ф. 84. Оп. 1. Д. 314. С. 53; Ф. 84. Оп. 1. Д. 314, Л. 54.
Российский государственный исторический архив (РГИА). РГИА. Ф. 821. Оп. 133. 398. Л. 8; Ф. 821. Оп. 133. Д. 399. Л. 139.