ЯЗЫК БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОГО НАРОДА: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА) // Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII): сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Н. С. Байкалов, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2017. - С. 227-234.
ЯЗЫК БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОГО НАРОДА: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА)
THE LANGUAGE OF BURYAT-MONGOLIAN PEOPLE: PROBLEMS OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT IN ESTIMATES OF TEACHERS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS (SOCIOLOGICAL ASPECTS OF ANALYSIS)
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся современного состояния, проблем и перспектив развития родного языка бурят-монгольского народа в оценках и взглядах учителей средних общеобразовательных школ Республики Бурятия. В сравнительном аспекте представлены результаты панельного социологического исследования, проведенного в 2004, 2006, 2013 гг. Язык отмечается в оценках учителей как самый важный элемент этнонациональной идентичности, как эффективный инструмент межнациональной коммуникации и взаимодействия. Кроме того, имеются определенные трудности, связанные с объективными, субъективными и ситуационными факторами, препятствующие сохранению и развитию бурятского языка в регионе. В сложившихся условиях необходима поддержка со стороны органов властей всех уровней и общественных структур, совершенствование преподавания бурятского языка в школах республики.
In the article the questions concerning of condition, problems and prospects of development and revival of national language of the Buryat-Mongolian people in estimates and a spirit of teachers of comprehensive schools of the Republic of Buryatia are considered. Results of panel sociological research are given, some data of three investigation phases of 2004, 2006 and 2013 are presented in the comparative aspects. Language is admitted by estimates of teachers as the most important sign of ethno-national identity, an effective remedy of inter- national communication and interaction. But at the same time the certain difficulties con- nected with objective and subjective and situational factors, interfering process of preserva- tion and development of the buryat language are noted. Need of improvement of teaching of the buryat language for schools of the Republic of Buryatia, support from authorities and public structures is admitted.
бурятский народ; государственный язык; оценки учителей; эт- ническая идентичность; языковая политика.
buryat people, national language, estimates of teachers, ethnic identity, lan- guage policy.
Намруева Л. В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000–2010-х гг.). Элиста: Изд-во Калмыцкого ин-та гуманитарных исследований РАН, 2015. 195 с.
Представители управленческой структуры и формирующегося гражданского общества республики о национальном языке бурятского народа и перспективах его возрождения (аспекты социологического анализа) / Ю. Б. Рандалов, Т. Ч. Будаева, Э. Д. Дагбаев, Д. Д. Бадараев. Улан-Удэ: Бэлиг, 2016. С. 10–11.
Рандалов Ю. Б., Дашибалова И. Н., Будаева Т. Ч. Шаги возрождения. Национальный язык в общеобразовательной школе и детских дошкольных учреждениях Республики Бурятия (социологический аспект). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 119 с.
Рандалов Ю. Б., Жалсанова В. Г., Дашибалова И. Н. Перестройка и социальные аспекты процесса возрождения и развития бурятского языка в общеобразовательных школах Республики Бурятия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 170 с.
Хантакшеева Т. В. Проблема эволюции целостных ориентаций языковой личности // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Язык. Литература. Культура. 2012. № 2. С. 35–43.