Репрессивная политика советского государства в отношении старообрядцев Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг. // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 143-148.
Репрессивная политика советского государства в отношении старообрядцев Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг.
Repressive policy of the Soviet State towards Old Believers of Buryat-Mongolian ASSR in 1930s
Работа позволяет увидеть репрессивный механизм советского государства, направленный против небольших религиозных объединений Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг. Опираясь на материалы Книги памяти жертв политических репрессий по Республике Бурятия, автор выявляет категорию священнослужителей из среды старообрядцев, подвергшихся политическому прессингу в период коллективизации. Особое внимание уделяется анализу данных по количеству начётчиков и уставщиков, привлеченных к наказанию. В заключение делается вывод о том, что репрессии против служителей культа и верующих активистов проходили в две волны – в 1929-1933 гг. и 1937-1938 гг. Если на первых порах в качестве меры наказания применялась высылка, то на втором этапе самой распространенной стала высшая мера наказания – расстрел.
The article reveals the repressive mechanism of the Soviet state addressed against small religious unions of Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialistic Republic in 1930s. Based on the materials of «Book of condolence of political repression victims of Republic of Buryatia”, the author defines the category of ecclesiastics from the Old Believers who has been politically repressed during collectivization period. Special attention is given to the number of readers and priests prosecuted. In the conclusion the author states that repressions towards religious workers and religious activists had been executed in two waves in 1929-1933 and 1937-1938. The author notes that if at the first repression wave as a sentence was used an exilement, at the second wave the most common sentence became execution by firing squad.
политические репрессии, БМ АССР, преследования, старообрядцы-семейские, уставщики, начетчики, материалы архива Прокуратуры и ФСБ по РБ.
political repressions, Buryat-Mongolian ASSR, prosecution, Old Believers – semeyskie, priest, readers, Public prosecution office and FSB archival materials.
1. Васильева С. В. Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправославия; Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский госуниверситет. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. – 164 с.
2. Васильева С. В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе XVII-XXI вв.: историография источники; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. – 202 с.
3. Васильева С. В. Харбин в истории старообрядчества Забайкалья // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. История – 2009. – Вып. 7. – С. 126–130.
4. Костров, А.В. Старообрядцы Байкальской Сибири в начале XX в. – Иркутск: Оттиск, 2009. – 68 с.
5. Костров А. В. Старообрядчество Байкальской Сибири в переходный период отечественной истории (1905-1930-е гг.). – Иркутск, 2010. – 244 с.
6. Пыкин В. М. Старообрядцы (семейские) Забайкалья: историографический аспект // Бурятия: проблемы региональной истории и исторического образования. – Улан-Удэ,2005. – Вып. 2. – С.192-202.
7. Сосковец Л. И. Антирелиозные практики в системе репрессивной политики сталинизма // История сталинизма: репрессированная российская провинция: материалы междунар. науч. конф. (г. Смоленск, 9–11 октября 2009 г.). – М., 2011. – С. 369–367.
8. Фартусов Д. Б. Репрессивная политика в Бурят-Монгольсокй АССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – Вып. 7. – С. 43–47.