Институт монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН
Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
Закрыть
ХУБИЛГАНЫ И ХУТУХТЫ В ИСТОРИИ МОНГОЛЬСКОГО БУДДИЗМА // Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения — X» ( – , Улан-Удэ). Научный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, д-р ист. наук, профессор Восточно-Сибирский госуниверситет технологий и управления (Россия, Улан-Удэ), Х. Краевска, д-р гум. наук, директор Архива Польской академии наук (Польша, Варшава), А. Д. Цыбиктаров, д-р ист. наук, доцент Бурятского госуниверситета (Россия, Улан-Удэ), - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2019. - С. 207-212.
ХУБИЛГАНЫ И ХУТУХТЫ В ИСТОРИИ МОНГОЛЬСКОГО БУДДИЗМА
TULKU AND KHUTUKHTU IN THE HISTORY OF MONGOLIAN BUDDHISM
В статье кратко рассмотрены история возникновения института перерожденцев — ху- билганов в Монголии, происхождение которого связано с историей Тибета и тибет- ского буддизма и восходит к XVI–XVII вв., его роль на протяжении цинского периода и правовые аспекты его функционирования. Первым монгольским хубилганом, офици- ально определенным V Далай-ламой в 1650 г., стал Лобсан-Дамби-чжалцан Дзана- бадзар, сын халхаского Тушету-хана Гомбодоржа. Он был объявлен перерожденцем проповедника буддизма в Индии и Тибете Даранаты (1573–1635) и провозглашен ду- ховным главой буддистов Монголии с титулом Джебдзун-Дамба-хутухта. По мере уси- ления влияния буддизма в Монголии количество хубилганов увеличилось, и они заняли привилегированное положение в монгольском обществе. Хубилганы и хутухты значи- тельно различались между собой как по экономическому, так и по социальному стату- су, их права определялись законодательно маньчжурами. В начале XX в. в Монголии насчитывалось примерно 100 тысяч лам и 140–150 хутухт-хубилганов. Выявление и под- тверждение хубилганов и хутухт было запрещено Законом об отделении дел религии от дел государства 1934 г. С 90-х гг. XX в. с началом возрождения буддийских традиций стали выявляться новые перерожденцы.
The article briefly discusses the history of the formation in Mongolia of the Institute of reincarnations — tulku, the origin of which is closely connected with the history of Tibet and Tibetan Buddhism and dates back to the XVI-XVII centuries, as well as its role during the Qing period and the legal aspects of its functioning. The first Mongolian khubilgan, officially defined by the V-th Dalai Lama in 1650 was Lubsan-Dambi-jaltsan Zanabadzar, son of Khalkha Tushetu Khan Gombodorzh. He was declared a reincarnation of Daranatha (1573-1635), a famous Buddhist preacher in India and Tibet, and proclaimed the spiritual head of the Buddhists of Mongolia with the title of Jebdzun-Damba-khutukhta. As far as the influence of Buddhism in Mongolia increased, the number of tulku increased and they took a privileged position in Mongolian society. Tulku and khutuktu considerably differed
between each other for both economic and social status, whose rights were determined legislatively by the Manchus. At the beginning of 20th century in Mongolia there were about 100 thousand lamas and 140–150 khutuktus and khubilgans. Identification and confirmation of tulku and khutuktus was prohibited by The law on the separation of religious Affairs from State Affairs in 1934. Since the 90s of the last century, with the beginning of the revival of Buddhist traditions, new rebirths began to be revealed.
история буддизма в Монголии; перерожденцы; хубилганы; хубилганы с печатями.
The history of Buddhism in Mongolia; reincarnations; tulku; khutuktus with the seals.
Алтанзаяа Л. Халх Монголын хутагтуудын тамганы асуудалд // Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий. Улан-Удэ, 2007. С. 5–13.
Бичурин Н. Я. (Иакинф). Статистическое описание Китайской империи (в двух частях). М.: Восточный дом, 2002. Т. 1. 464 с.
Болдбаатар Ж. Монголын тамгатай хутагтууд. Улаанбаатар, 2017. 100 с.
Дашбадрах Д. Монголын хутагтууд. Намтрын ойллого (XVII–XX зуун). Улаанбаатар, 2004. 216 с.
Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в связи с отношениями сего последнего к народу. СПб.: Типогр. Имп. Академии наук, 1887. 495 с.
Пүрэвжав С., Дашжамц Д. БНМАУ-д сүм хийд лам нарын асуудлыг шийдвэрлэсэн нь (1921–1940). Улаанбаатар, 1965. 262 н.