«КРОВОЖАДНЫЕ» ЗАГОВОРЕННЫЕ СТРЕЛЫ В ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ // Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения — X» ( – , Улан-Удэ). Научный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, д-р ист. наук, профессор Восточно-Сибирский госуниверситет технологий и управления (Россия, Улан-Удэ), Х. Краевска, д-р гум. наук, директор Архива Польской академии наук (Польша, Варшава), А. Д. Цыбиктаров, д-р ист. наук, доцент Бурятского госуниверситета (Россия, Улан-Удэ), - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2019. - С. 228-232.
«КРОВОЖАДНЫЕ» ЗАГОВОРЕННЫЕ СТРЕЛЫ В ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
«BLOODTHIRSTY» CHARMED ARROWS IN THE HEROIC EPICS OF THE TURCO-MONGOLIAN PEOPLES
Исследование посвящено этнографической интерпретации мотивов о заговоренных стрелах в эпосах тюрко-монгольских народов. В результате привлечения ритуально- обрядового материала выявлена семантика «кровожадных» стрел, в которой зашиф- рованы представления об инициации охотника-воина, ритуалы обрядового «кормле- ния» оружия и вселения боевого духа, называемого сульдэ/илбис. Подобная боевая ипостась находит аналогии с шаманской наследственностью удха, где данный термин имеет общие корни с названием стрел у тюрко-монгольских народов.
Установлено, что сюжеты оживления магического оружия (магии оборотничества) представляют собой отголоски архаической имитативной магии, нацеленной на непременный успех в охоте и военных действиях. В целом определено, что промыс- ловые обряды присутствуют в цикле военных ритуалов народов Центральной Азии и Южной Сибири.
This study is devoted to the ethnographic interpretation of the motives of the charmed arrows in the epics of the Turkic-Mongolian peoples. The involvement of ritual reveals the semantics of the «bloodthirsty» arrows, in which the encrypted representation of the initiation of the hunter-warrior rituals the ritual of «feeding» weapons and instilling the fighting spirit, called sulde/ilbis. Such a combat hypostasis finds analogies with the shamanic heredity of the udha, where this term has common roots with the name of arrows among the Turkic-Mongolian peoples. It is established that the subjects of the revival of magical weapons are echoes of archaic imitative magic aimed at the indispensable success in hunting and warfare. In general, it is determined that fishing rites are present in the cycle of military rituals of the peoples of Central Asia and southern Siberia.
улигер; заговоренное оружие; охотничье-промысловые обряды; сульдэ; дух войны.
uliger; enchanted weapons; hunting-trade rites; sulde; spirit of war.
Абай Гэсэр-хубун. Ч. II. Ошор Богдо и Хурин Алтай / подгот., пер. и прим. М. П. Хомонова. Улан-Удэ, 1964. 230 с.
Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. Бурятский героический эпос / сост. М. И. Тулохонов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 312 с.
Болхосоев С. Б. Избранничество: феномен шаманской наследственности удха у предбайкальских бурят. Улан-Удэ: ИПК ФГБОУ ВО ВСГИК, 2016. 247 с.
Борджанова (Басангова) Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007. 592 с.
Бутанаев В. Я. Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора) // Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 188–197.
Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, 2005. 200 с.
Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск, 1991. 172 с.
Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984. 264 с.
Намжилова М. Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ, 1997. 120 с.
Обрядовая поэзия саха (якутов) / сост. Н. А. Алексеев, П. Е. Ефремов, В. В. Илларионов. Новосибирск, 2003. Т. 24. 512 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока)
Уланов А. И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 2009. 220 с.
Ушницкий В. В. Воинские ритуалы и обряды якутов: илбис тμгэрии (обряд вселения духа кровожадности в воина) // Народы и религии Евразии. Т. 3, № 3: Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической перспективе / отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул, 2009. С. 249–257.
Цыбикдоржиев Д. В. Происхождение древнемонгольских воинских культов (по фольклорно-этнографическим материалам бурят). Улан-Удэ, 2003. 292 с.