27-30 апреля в Бурятском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященная 95-летию со дня рождения академика РАО, доктора педагогических наук Петра Родионовича Атутова.
Пётр Родио́нович Ату́тов (12 июля 1921, с.Хохорск Боханского района Иркутской области — 11 апреля 2001, Москва) — отечественный учёный, теоретик педагогического образования, доктор педагогических наук, действительный член АПН СССР (1982), действительный член РАО (1993), академик Международной академии технического образования.
Основное направление научной деятельности П.Р. Атутова — проблемы политехнического, технологического и профессионального образования учащихся.
В работе конференции прияли участие представители Японии, Монголии, Болгарии, Казахстана, Узбекистана и городов России с обсуждением следующих вопросов: современные подходы к технологическому образованию школьников в условиях перехода на ФГОС; формирование технологической культуры учителя технологии; проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителей технологии в современном вузе; взаимосвязь основного и дополнительного образования в технологической подготовке школьников; проблемы и перспективы профессиональной подготовки преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна в современном вузе; новые технологии обработки материалов в технологической подготовке школьников.
27 апреля с 14.00. начала работу Международная выставка работ учителей, учащихся школ и студентов вуза. В выставке приняли участие учителя школ города Улан-Удэ, Иволгинского, Заиграевского, Кижингинского, Хоринского, Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского, Еравнинского, Тункинского, Закаменского районов, Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Монголии, Японии. Работы были представлены в различных номинациях. Большой интерес вызвали работы: учителя технологии СОШ №32 Ишназаровой Т.Н. в технике «Валяние из шерсти»; Раднаевой Г.М., СОШ №20 - «Живопись»; Чирковой Т.Ю., СОШ №35 - «Вышивка лентами»; Оскорбиной Н.П., «Сотниковская СОШ» – «Квиллинг»; Дашиева С.О., Хоринская СОШ – «Работы из бересты»; Стрижкова К.А., СОШ №32 – Художественная обработка древесины, Алтай Н.– «Изделия из войлока», «Оригами», Пурэвдорж Т. – «Аппликация из ткани» и многие другие.
На выставку представили около 60 учителей школ и преподавателей СПО и ВО более 120 работ своих и учащихся.
В этот же день было проведено рабочее совещание с учителями республики по обсуждению проекта Концепции технологического образования с профессором МПГУ Ю.Л. Хотунцевым.
Пленарное заседание конференции состоялось 28 апреля с 9.30 до 13 часов. С приветственными словами выступили: ректор БГУ Н.И. Мошкин, министр образования и науки РБ А.В. Дамдинов, директор ПИ БГУ Н.Ж. Дагбаева. На заседании с научными докладами выступили виднейшие учёные и профессора ведущих вузов: Ю.Л. Хотунцев, профессор МПГУ, г. Москва, Ц. Лочин, проректор по науке МГУО, г. Улан-Батор, Е. Йокояма, профессор института технологии и трудового обучения, г. Нагоя (Япония), Л.П. Ашихмина, доцент, с.н.с. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, И.Г. Моргунова, заведующий кафедрой технологического образования и профессионального обучения ПИ БГУ.
Особый интерес вызвали выступления японских коллег, продемонстрировавших сочетание традиций и инноваций, умение сохранять в технологическом образовании выработанные годами методы изготовления кинжалов из металла путем плавления старинными способами в печах «ТАТАРА».
Многие выводы в выступлениях Моргуновой И.Г. нашли поддержку участников конференции, особенно у учительского корпуса, которые касались общих проблем преподавания предмета «технологии» в современной школе. Это проблемы низкого статуса предмета, малое количество часов, феминизация учителей, и др.
После пленарного заседания работа секций продолжилась на инновационных образовательных площадках: Сотниковской СОШ Иволгинского района, СОШ № 32, лицее № 27 г. Улан-Удэ. В школах участники конференции выступили с докладами, приняли участие в мастер-классах, проводимых принимающей стороной, обсудили проблемы и перспективы современного технологического образования.
29 апреля участники и гости конференции продолжили работу на озере Байкал в с. Сухая. Там участники конференции провели круглый стол в Сухинской СОШ Кабанского района. Учителя школы поделились опытом работы в условиях малокомплектной школы и провели мастер-классы с участниками конференции по резьбе из дерева и рисованию на камнях.
По результатам работы участники конференции отмечают:
- необходимость дальнейшей разработки проекта Концепции образовательной области «Технология» с выделением его практико-ориентированного характера с объемом практической работы до 70 % учебного времени; сохранением вариативности подготовки учащихся для углубления технологических знаний в соответствующих областях;
- важность восстановления уроков черчения, вынесения его в отдельную образовательную область;
- актуальность обращения к управленческим структурам с просьбой материального переоснащения учебных мастерских в школах и руководству университета по закупке новых станков и оборудования;
- возможность вхождения в общероссийскую Ассоциацию по инициативе МПГУ уже созданной Ассоциации учителей технологии Бурятии;
- важность совершенствования системы повышения квалификации учителей технологии.