VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» прошла в г. Улан-Удэ на базе БГУ 8 - 9 ноября.
Учредителями конференции выступили: Министерство образования и науки Республики Бурятия, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Бурятское региональное отделение, Бурятский государственный университет, Институт непрерывного образования, Национальный музей Республики Бурятия. Научную координацию программы конференции осуществлял Институт непрерывного образования БГУ.
В конференции (очной и заочной форме) приняли участие более 70 человек из разных регионов России: Иркутска и Иркутской области, Кировской, Ростовской, Смоленской, Челябинской областей, г. Красноярска, Москвы, Республики Мордовии. Международный статус конференции придала делегация учителей иностранных языков в количестве 27 человек из всех аймаков Монголии и преподаватели университета Министерства Обороны Монголии. В конференции активно приняли участие учителя из Бичурского, Заиграевского, Прибайкальского, Окинского, Тункинского, Мухоршибирского, Курумканского, Кабанского районов Республики Бурятии, г. Северобайкальска, СОШ № 8, 32, 35, 43, 49, 60, СКОШИ 1-2 вида г. Улан-Удэ, преподаватели БГУ и БРПК, а также педагоги дополнительного образования ГДДЮТ.
С приветственным словом перед участниками конференции выступил проректор по научно-исследовательской деятельности, д.хим.н., профессор Хахинов Вячеслав Викторович и депутат Народного Хурала Республики Бурятия Бухольцева Оксана Васильевна, которая вручила благодарственные письма от Народного Хурала активистам исследовательского движения.
На пленарном заседании выступили ведущие специалисты в области разработки технологии, методики исследовательской деятельности обучающихся, такие как Леонтович Александр Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, в.н.с. Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, председатель Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», г. Москва, Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук, профессор, Институт образования, Центр исследований современного детства НИУ ВШЭ, г. Москва. Эти 2 доклада были представлены по скайпу.
Вызвал большой интерес доклад о проектных сменах, из опыта работы Южного Федерального университета, который прочитала Кореневская Марина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного Федерального университета, руководитель консультационного центра образовательного кластера, г. Ростов-на-Дону
Очень эмоционально поделилась опытом работы школы Бухольцева Оксана Васильевна, директор МБОУ СОШ №11 г. Северобайкальск, Депутат Народного Хурала РБ.
Достаточно содержательным был доклад Алтан-Авдар Ирээдүй, руководителя делегации Монголии, из Института повышения квалификации учителей Монголии Минобразования Монголии, г. Улан-Батор.
Завершающим выступлением на пленарном заседании был доклад Цыреновой Марины Геннадьевны, кандидата педагогических наук, доцента, директора Института непрерывного образования Бурятского государственного университета, председателя Общественного совета при МОиН РБ, председателя БРО ООД ТП «Исследователь», г. Улан-Удэ
В работе секций было заслушано 18 докладов, в обсуждении приняло участие 38 человек. На секции прошло обсуждение
- технологических приемов активизации участия обучающихся в проектно-исследовательской деятельности;
- проблем оценивания результатов выполнения субъектами учебной деятельности (школьниками и студентами) индивидуальных и групповых исследований;
- перспектив развития исследовательской деятельности учащихся в г. Улан-Удэ, Республике Бурятия.
В рамках работы конференции был организован мастер-класс «Психологическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности (из опыта работы)», который провела Кореневская Марина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии АПП ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.
Второй день конференции был организован на выездной площадке – в Национальном музее Республики Бурятия. Тема: «Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея». Сотрудниками музея была организована обзорная экскурсия по выставке «Хронограф Бурятии», которую провела научный сотрудник Национального музея РБ Коробова Евдокия Александровна. Участники конференции имели возможность обменяться опытом и обсудить опыт работы Национального музея по организации исследовательской деятельности с учащимися (презентация была подготовлена зав. историко-краеведческим центром им. М.Н.Хангалова Национального музея РБ Дашиевой Саяной Зэмбэевной.
На итоговом пленуме были подведены итоги конференции, принята резолюция, в которой участники конференции отметили необходимость:
- создания сайта Бурятского регионального отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», организации выпуска регулярного издания (сборника, альманаха, газеты) с целью популяризации учебно-исследовательской работы школьников, методики реализации исследовательского компонента в современном образовательном пространстве;
- разработки системы дистанционного обучения, консультирования, расширения спектра сетевых программ краткосрочных курсов повышения квалификации по различным аспектам развития практики исследовательской деятельности учащихся в конкретных предметных областях, в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также различных направленностей дополнительного образования детей;
- развития сети научно-образовательного туризма учащихся.
Участники конференции отмечают положительное значение усилий Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», Бурятского регионального отделения в деле развития исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
Участники конференции выразили благодарность организаторам, привлеченным экспертам за проведение данного мероприятия, поскольку оно продемонстрировало, что такие встречи способствуют повышению профессионального уровня педагогов и стимулируют дальнейшее развитие научной деятельности учащейся молодежи.