Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение.
Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками.
Так, на факультете биологии, географии и землепользования в рамках профориентационной работы с учащимися начального, основного и старшего звена школ Улан-Удэ и районов, успешно стартует в течение года проект «Научно-познавательные каникулы». Данный проект начал свою работу еще в дни школьных осенних каникул 2017-2018 уч. года.
На отделении «Биология» разработано и представлено 6 мастер-классов для школьников всех ступеней общего образования.
Преподавателями кафедры зоологии и экологии представлены мастер-классы по орнитологии «Когти, перья и хвосты» (Бадмаева Е.Н., к.б.н.), энтомологии «Удивительный мир насекомых» (Абашеев Р.Ю., к.б.н.), «Занимательная анатомия и физиология человека» (Налетова Л.А., к.б.н.,).
Преподаватели кафедры ботаники представили мастер-классы по морфологии по тематике: «Жизнь под микроскопом» (Пыжикова Е.М., к.б.н.), «Удивительный мир грибов и растений» (Басхаева Т.Г., к.б.н.), «Физиология растений» (Цыренова М.Г., к.б.н.).
Мастер-классы пользовались несомненным успехом у школьников. Всего в эти дни факультет посетило 280 учащихся, в том числе учащихся из Баргузинской СОШ, Оронгойской СОШ, школ города Улан-Удэ. Получены хорошие отзывы от родителей и педагогов. Неожиданными стали заявки от педагогов и детских коллективов дошкольных учреждений г. Улан-Удэ и Иволгинского района (с. Сотниково). В социальной сети «В контакте» создана страница проекта, куда выкладываются фотографии, ролики и отзывы детей и их родителей.
Привлекательным и перспективным направлением дальнейшего развития профориентационной работы является определение возможностей эффективного использования образовательных ресурсов как эффективного инструмента реализации системы ранней профориентации детей дошкольного и школьного возраста с помощью метода профессиональных проб.
Профессиональная проба - это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Школьник пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней – "примерить" ее на себя.
Так, на мастер-классах старшеклассники воочию знакомились и выполняли простейшие операции по приготовлению временных препаратов эпителия полости рта, красных кровяных клеток крови человека; влажных микропрепаратов простейших, водорослей и грибов; готовили вытяжку хлорофилла листа; рассматривали и определяли строение насекомых и птиц.
Выполнение школьниками практических работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения.
Профессиональные пробы в профориентации проводились с применением различных методов, живого слова специалиста, рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических и лабораторных работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций.
Эти мастер-классы позволяют подростку не только "примерить на себя" несколько профессий выбранного профиля, но и начать развиваться в этом направлении, то есть, приобрести компетенции, необходимые в будущей работе. Под руководством профессионалов школьники решают реальные задачи, с которыми они столкнутся в работе, если выберут ее в качестве жизненного призвания. Профпогружение - это самый эффективный способ понять, подходит профессия или нет, и не ошибиться в выборе.
Всего за этот учебный год факультет посетило более 400 учащихся. В дальнейшем планируем расширять спектр мастер-классов и на других отделениях факультета.
Отв. за профориентационную работу на ФБГиЗ
Бадмаева Е.Н., к.б.н., доцент каф. зоологии и экологии