9 ноября в Улан-Удэ на базе БГУ прошла IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования".
Учредителями конференции выступили: Министерство образования и науки Республики Бурятия, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Бурятское региональное отделение, Бурятский государственный университет, Институт непрерывного образования, ООО «Исследователь», МАУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ. Научную координацию программы конференции осуществлял Бурятский государственный университет.
От имени Бурятского государственного университета участников конференции приветствовал проректор по научно-исследовательской работе, доктор химических наук, профессор В.В.Хахинов.
В конференции приняло участие более 50 человек из разных регионов России: Бурятия, Якутия, Мордовия, Иркутская, Смоленская, Кировская, Ростовская области, а также представители Франции, Монгольской народной республики.
На пленарном заседании выступили ведущие специалисты в области разработки технологии, методики исследовательской деятельности обучающихся. Интересным и актуальным было выступление – (видео-презентация) Леонтовича А.В., к. психол. н., председателя Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», ведущего научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (г. Москва).
В рамках работы конференции были организованы заседания двух традиционных секций: «Организация учебно-исследовательской деятельности в предметных областях», «Учебно-исследовательская деятельность в индивидуально-творческом развитии обучающегося». Поскольку одна треть от общего числа докладов, заявленных для участия в конференции, раскрывала приемы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по историческому, лингвистическому, литературному, этнографическому и экологическому краеведению, членами оргкомитета конференции было принято решение об организации работы еще одной секции «Краеведение как содержательная основа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
На секциях прошло обсуждение
- вопросов организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в каникулярное время в Школах юного исследователя;
- методических приемов разработки проектных задач и исследовательских заданий как механизмов, запускающих проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
- проблем оценивания результатов выполнения субъектами учебной деятельности (школьниками и студентами) индивидуальных и групповых исследований;
- перспектив развития исследовательской деятельности учащихся в г. Улан-Удэ, Республике Бурятия.
В секции «Учебно-исследовательская деятельность в индивидуально-творческом развитии обучающегося» (руководители – Цыренова М.Г., к.п.н., доцент, директор ИНО БГУ, Ринчинова А.Н., ведущий специалист ИНО БГУ) было уделено особое внимание формированию у учащихся исследовательского опыта в учреждениях дополнительного образования, в условиях летнего лагеря.
В рамках секции «Организация учебно-исследовательской деятельности в предметных областях» (руководители – Аюшиева И.Г., к.ист.н., доцент БГУ, Дикая Ю.В., ассистент БГУ) интерес вызвал доклад учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 49» г. Улан-Удэ Алагуевой О.Л. о методических находках в организации работы с текстом на уроке.
В секции «Краеведение как содержательная основа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся» (руководители – Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики ПИ БГУ, Санжиева Д.С., к.ист.н., заместитель по НМР директора МАОУ «СОШ № 9» г.Улан-Удэ) были актуализированы и обсуждены проблемные вопросы: организация исследовательской деятельности школьников в условиях выездного образовательного модуля, инновационные подходы в профессиональной деятельности педагога, поиск эффективных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов в учебно-исследовательской деятельности. В рамках обсуждения докладов были представлены новые методы и формы организации краеведческой учебно-исследовательской деятельности учащихся в сельской школе. Особый интерес на секционном заседании вызвали доклады учителя начальных классов МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г.Дугарова» Самбяловой З.Н., представившей многолетнюю работу по краеведению и социальному проектированию в сельской школе, учителя русского языка и литературы МОУ «Турунтаевская районная гимназия» Шульгиной О.А., раскрывшей ресурсные возможности районной краеведческой конференции «Память сердца» в организации исследовательской деятельности учащихся.
В рамках работы конференции была организована выездная образовательная площадка на базе МАУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района, г. Улан-Удэ.
Впервые была организована дистанционная образовательная площадка при участии преподавателей Южного Федерального Университета, г. Ростов-на-Дону (видео-презентации).
В рамках работы секций, дискуссий на площадках участники конференции обратили внимание на то, что:
- в условиях внедрения новых ФГОС повышается роль и значение исследовательской и проектной деятельности как важнейшего механизма формирования универсальных учебных действий учащихся; достижения ими требуемых метапредметных и личностных результатов образования на разных уровнях образования;
- в условиях внедрения ФГОС второго поколения необходимо обеспечить активное, продуктивное участие всех обучающихся в проектно-исследовательской деятельности;
- необходимо использовать ресурсный, методический, технологический потенциал в организации проектно-исследовательской деятельности школьников, накопленный учреждениями дополнительного образования;
- при определении тематики, проблемного поля ученической проектно-исследовательской работы опираться на краеведческий материал.
Участники конференции отметили необходимость:
- создания сайта Бурятского регионального отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», организации выпуска регулярного издания (сборника, альманаха, газеты) с целью популяризации учебно-исследовательской работы школьников, методики реализации исследовательского компонента в современном образовательном пространстве;
- разработки системы дистанционного обучения, консультирования,
- расширения спектра сетевых программ краткосрочных курсов повышения квалификации по различным аспектам развития практики исследовательской деятельности учащихся в конкретных предметных областях, в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также различных направленностей дополнительного образования детей;
- развития сети научно-образовательного туризма учащихся.
Участники конференции отмечают положительное значение усилий Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», Бурятского регионального отделения в деле развития исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
Участники конференции выразили благодарность организаторам за проведение данного мероприятия, поскольку оно продемонстрировало, что такие встречи способствуют повышению профессионального уровня педагогов и стимулируют дальнейшее развитие научной деятельности учащейся молодежи.