Итоги XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»
Научно-практическая конференция состоялась в г. Улан-Удэ на базе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова в формате онлайн конференции с использованием платформы Zoom 5-6 ноября 2020 г.
Учредителями конференции выступили: Министерство образования и науки Республики Бурятия, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», Институт непрерывного образования, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Бурятское региональное отделение ООО «Исследователь».
Научную координацию программы конференции осуществлял БГУ.
В конференции приняли участие представители образовательных и научных организаций г. Москва, г. Томск, г. Иркутск, г. Челябинск, г. Новый Уренгой, г. Суздаль, г. Слюдянка (Иркутская область), г. Черноголовка (Московская область), г. Шуя (Ивановская область), Губкинский городской округ (Белгородская область), г. Кыштым (Челябинская область), г. Мельбурн (Австралия), г. Харбин (КНР).
На пленарном заседании выступили с докладами: Леонтович А.В., к.псх.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, директор Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (г. Москва); Обухов А.С., к.псх.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher» (г. Москва); Снопков С.В., к.г-м.н., доцент Иркутского государственного университета, председатель Иркутского отделения МОД ТП «Исследователь» (г. Иркутск); Пименов А.Ю., Заслуженный учитель РФ, к.ист.н., директор МОУ СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого (г. Черноголовка, Московская область); Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ); Очиров О.С., председатель Совета научной молодежи, научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, Председатель Совета научной молодежи Бурятского научного центра СО РАН (г. Улан-Удэ); Цыренова М.Г., к.п.н, доцент, директор Института непрерывного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, председатель Общественного совета при МОиН РБ, председатель БРО ООД ТП «Исследователь» (г. Улан-Удэ).
В рамках работы конференции были организованы круглые столы «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе общего образования: инновационные практики», «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования», «Исследовательская деятельность как компонент профессионального образования и самообразования», мастер-класс «Сотрудничество в системе «школа-вуз-РАН-предприятие» как ресурс инновационного развития» (Чиж Л.А., директор МБОУ лицей при ТПУ г. Томска; Усова Н.Т., заместитель директора по УР МБОУ лицей при ТПУ г. Томска), творческая лаборатория «Дополнительное образование детей в БГУ – ДНК им. М.П. Хабаева: 1 год работы» (Соктоева Б.В., к.псих.н., доцент, директор ДНК имени М.П. Хабаева, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ).
Открытый принцип организации конференции позволил каждому не только представить свой опыт, но и обсудить перспективы его применения в педагогической практике, прокомментировать наиболее интересные события и фрагменты опыта, собрать единомышленников.
В ходе конференции обсуждались вопросы: цифровая компетентность учащихся и педагогов в исследовательской и проектной деятельности: особенности в онлайн и оффлайн коммуникации; особенности научно-исследовательской деятельности учителя в современной школе; формирование культуры реализации исследовательских работ школьников в системе дополнительного профессионального образования; проблемы и перспективы развития исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях России, на международной арене; распространение исследовательской деятельности в массовой образовательной практике в условиях действия ФГОС; формирование критического мышления через проектную деятельность.
Как показали выступления участников конференции, учебно-исследовательская деятельность продолжает свое развитие, постепенно охватывает разные направления деятельности педагогов.