С 26 по 28 марта 2007 года в Российском государственном университете им. А.И.Герцена г. Санкт - Петербурга прошла Первая олимпиада аспирантов по педагогическим наукам, в которой приняли участие свыше 120 человек, более чем из 30 российских ВУЗов.
Символ университета – пеликан с тремя маленькими птенчиками. Почему пеликан? Неизвестно, правда это или выдумка, но рассказывают, что однажды люди нашли в камышах пеликана. Птица была вся изранена и едва дышала. Рядом пищали птенцы. Когда пеликана осмотрели, выяснилось, что у него перебито крыло, он не мог летать, чтобы принести пищу своим птенцам и тогда стал отрывать от себя кусочки мяса и кормить малышей. Так пеликан стал символом самопожертвования педагога. Теперь эта птица красуется под крышами нескольких корпусов, в актовом зале, украшает кафедры.
График олимпиады был очень насыщенным. В первый день во время регистрации все участники посредством жеребьевки были разделены на четыре группы, к каждой группе прикреплен тьютор из числа преподавателей кафедры педагогики РГПУ и своя экспертная комиссия, состоящая также из педагогов РГПУ и преподавателей других ВУЗов, сопровождавших команды участников. Так, волею судьбы, мы все трое оказались в разных группах. Чувства по этому поводу были самые противоречивые: с одной стороны легкая паника, как будто лишились опоры и поддержки, а с другой – интерес, любопытство, желание познакомиться и подружиться с новыми людьми. В моей группе удивило и даже несколько испугало то, что большинство участников были гораздо старше по возрасту и имели солидный опыт преподавательской и научной деятельности. Однако, как выяснилось позже, уровень всех конкурсантов был примерно одинаковым. Далее, каждой группе было дано время (около 1 часа) для знакомства, командообразования и создания группового творческого приветствия. После этого – фотография на память на фоне главного корпуса РГПУ и торжественная церемония открытия олимпиады, где после выступления представителей оргкомитета, группы приветствовали друг друга инсценировками, стихами и речевками собственного сочинения. Был также зажигательный танец в стиле диско от третьей, самой молодежной группы, который приятно удивил и разбавил торжественно- научную атмосферу.
После обеда команды разошлись в отведенные для них аудитории для участия в самом первом конкурсе – Визитка: «Моя научная позиция». В течение пяти минут конкурсанты должны были представить себя, свои научные взгляды и интересы. Формы представления были самыми разнообразными: от монолога с мультимедийными иллюстрациями в строгом научном стиле до стихов, песен и даже инсценировок. Экспертная комиссия, заинтересовавшись выступлениями, задавала дополнительные вопросы по теме исследований и дальнейшим научным планам. Таким образом состоялось дальнейшее и более тесное знакомство внутри групп. Аспиранты из разных городов и ВУЗов, соперники подбадривали, поддерживали и с огромным интересом слушали друг друга.
По окончании конкурса участники сдали путевые листы для проставления баллов, обменялись впечатлениями и стали делиться на пары для получения домашнего задания. Вот тут-то и возникли первые трудности: так как подавляющее большинство конкурсантов были приезжими, жили в разных гостиницах и многие совсем не ориентировались в городе, а на группы были поделены случайным образом, без учета места проживания, то некоторые пары оказались в явно невыгодном положении. Готовиться к следующему конкурсу, им приходилось рано утром или во время обеденного перерыва, что значительно сокращало время подготовки и ее качество.
Второй день олимпиады начался с конкурса «Научная продукция». Аспирантам в течение полутора часов нужно было написать тезисы в гипотетический сборник под названием «Интересы молодых ученых». Тема очень широкая и поэтому каждый в ней нашел себе место. Многие писали тезисы по теме своего исследования, а некоторые рассуждали на тему того, какие же интересы могут быть у молодых ученых. Оценивались информативность, логичность изложения, соответствие научному стилю.
Следующий конкурс «Научная дискуссия» оказался самым массовым. В нем приняли участие одновременно все четыре группы и работали четыре экспертные комиссии. Для обсуждения были предложены три темы: наука и государство, наука и практика, наука и личность. Как видно, темы также достаточно широкие, и у каждого возникло желание высказать свое мнение, однако, в силу объективных и субъективных причин, не у всех это получилось в должной степени. Время одного выступления – 1 минута, время дискуссии по каждому вопросу – 20 минут. Судьи строго следили за регламентом и многие выступающие были прерваны буквально на полуслове. Очень интересно было участвовать в этом конкурсе, слушать других и говорить самому: необходимо как можно более четко и логично сформулировать свою мысль, чтобы за отведенное время донести ее до каждого. Однако, по-настоящему подискутировать не удалось. Из-за массовости конкурса, в группах, которые располагались по секторам, допускалось только два выступления подряд, затем слово переходило в другой сектор, и снова нужно было ждать очереди своей группы, а в группе от 22 до 30 человек. Поэтому диалога, а тем более, спора, выяснения истины не получилось. Вместе с тем было выражено много интересных точек зрения и оригинальных идей.
Третьим конкурсом второго дня явился совместный научный поиск «От проблемы к гипотезе». Он предполагал работу в парах, что вызвало определенные трудности, о которых говорилось выше. Каждой паре необходимо было сформулировать научную проблему и предложить пути ее решения. Очень интересный, на наш взгляд, конкурс, так как проблемы диссертационных исследований у всех разные и зачастую, в парах они даже не соприкасались, однако аспиранты смогли совместить несовместимое или найти нечто, интересующее обоих. Данный конкурс помог найти единомышленников, людей исследующих разные аспекты одной проблемы и просто сблизить молодых ученых из разных городов через совместный поиск и творческое сотрудничество.
В конце второго дня участники снова получили домашнее задание, которое выполнялось уже в пятерках. Были конкурсанты, которые отказались выполнять задание, сославшись на трудности, с которыми столкнулись накануне, но большинство, не смотря ни на что и благодаря налаженным в ходе прошедшей работы связям, активно и с интересом взялись за дело. Минигруппам необходимо было создать исследовательский проект на тему «Российские аспиранты в европейском образовательном пространстве» и сделать его презентацию. На следующий день выяснилось, что все проекты касались Болонского процесса, различных аспектов российского вузовского и послевузовского образования в связи с принятием данного соглашения.
Сам конкурс состоял из двух частей: рецензирование и собственно презентация. Вначале минигруппы обменивались своими проектами, представленными в печатном виде, с тем, чтобы за 30 минут подготовить рецензию на проект соперников. Затем каждая пятерка по очереди выступала со своим проектом, после выступали рецензенты и экспертная комиссия. Оценивалась как сама презентация, так и рецензия.
Данный конкурс был последним конкурсом олимпиады. Пока экспертные комиссии подводили итоги, все были приглашены в дискуссионный зал для встречи со старейшим преподавателем кафедры, а возможно и всего университета Ксенией Давыдовной Разиной, которая прошла путь от учителя начальных классов до доктора педагогических наук, профессора РГПУ. Номер ее кандидатского удостоверения – 22. Она двадцать второй кандидат наук по России! В свои 94 года Ксения Давыдовна работает преподавателем, является научным руководителем нескольких аспирантов и докторантов, причем помнит всех, защитившихся у нее соискателей и тему почти каждой их диссертационной работы!
После этого была церемония закрытия олимпиады и награждения победителей. Так как групп было четыре и в каждой работала своя экспертная комиссия, то и победителей в личном зачете стало также четверо. Аспиранты РГПУ оценивались отдельно. Победителями стали: Михайлова Елена г.Улан-Удэ, Корзун Оксана г. Иркутск, Кисконьян Елена г. Екатеринбург. Ура, Восточная Сибирь! Как приятно привезти домой победу!
На церемонии закрытия со словами благодарности выступали преподаватели и аспиранты, хозяева и гости. Общее мнение таково: людям пришла в голову золотая идея, и они эту идею реализовали. И пусть не все было гладко, ведь это самая первая олимпиада, но она прошла на достойном уровне. Аспиранты и преподаватели приобрели огромный ценный опыт, обменялись интересными идеями и мыслями, проверили себя, получили массу впечатлений и много хороших знакомых, а может быть даже друзей практически в каждом городе нашей огромной и, вместе с тем, такой единой Родины.
А кроме того, на закрытии мы представили презентацию совета молодых ученых БГУ и пригласили всех к сотрудничеству. Мы громко заявили о себе и уверены: нас запомнили.
Хочется от имени всех троих обратиться ко всем аспирантам: не стоит переживать и комплексовать из–за того, что мы живем, ну просто о-о-очень далеко. Уровень нашей подготовки ни в чем не уступает общероссийскому уровню! А кроме того – мы сильны духом! Смело принимайте участие во всероссийских мероприятиях – поддержите наш успех!