11-12 ноября 2021 года состоялась XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием в формате онлайн конференции с использованием платформы Zoom «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования», организованная в г. Улан-Удэ на базе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова при поддержке Министерства образования и науки Республики Бурятия, Института непрерывного образования, Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», Бурятского регионального отделения ООО «Исследователь».
В числе участников Конференции – ученые, преподаватели учреждений высшего образования, специалисты муниципальных органов управления образованием, учителя школ, педагоги дополнительного образования, магистрантыг. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Ростов-на-Дону, г. Слюдянка (Иркутская область), г. Тамбов, г. Челябинск, г. Севастополь, г. Улан-Удэ, районов Республики Бурятия, г. Саров (Нижегородская область), пгт. Усть-НераРеспублика Саха (Якутия), г. Улан-Батор (Монголия), г. Павлодар (Республика Казахстан), г. Харбин (КНР). В очной и заочной форме работы конференции приняли участие 159 человек.
Конференция преследовала цели: анализ современных тенденций проектной и учебно-исследовательской деятельности образовательных организаций, распространение успешного опыта; выявления путей развития и возможности разработки стратегии повышения качества образования в школах, вузах, учреждениях дополнительного образования.
В пленарном заседании приняли участие 87 человек. С докладами выступили: Леонтович А.В., к.псх.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, директор Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (г. Москва); Отепова Г.Е., д.ист.н., профессор Высшей школы гуманитарных наук Павлодарского педагогического университета (г. Павлодар, Республика Казахстан); Обухов А.С., к.псх.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher» (г. Москва); Пименов А.Ю., Заслуженный учитель РФ, к.ист.н., руководитель проекта «Стемфорд» АНО «еНано» (г. Москва); Снопков С.В., к.г-м.н., доцент Иркутского государственного университета, председатель Иркутского отделения МОД ТП «Исследователь» (г. Иркутск); Нолев Е.В., председатель РОО «Совет молодых ученых Республики Бурятия», старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Бурятия (г. Улан-Удэ), Очиров О.С., председатель Совета научной молодежи Бурятского научного центра СО РАН, заместитель директора ЧОУ ДПО «Центр делового образования торгово-промышленной палаты Республики Бурятия», инженер Байкальского института природопользования СО РАН (г. Улан-Удэ); Кореневская М.Е., к.псх.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, руководитель Информационно-консультационного центра «Образовательный кластер ЮФО», Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); Цыренова М.Г., к.п.н, доцент, директор Института непрерывного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, председатель Общественного совета при МОиН РБ, председатель БРО ООД ТП «Исследователь» (г. Улан-Удэ); Полякова Е.Ю., к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммуникаций в бизнесе факультета управления, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики, начальник отдела методического обеспечения образовательной деятельности УМУ, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ).
Конференция работала по 3 секциям, в работе которых приняло участие 155 человек: Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе общего образования: инновационные практики (модератор - Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики, начальник отдела методического обеспечения образовательной деятельности УМУ, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. УланУдэ), Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования (Соктоева Б.В., к.псх.н., доцент, директор ДНК им. М.П. Хабаева, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», г. Улан-Удэ), Исследовательская деятельность как компонент профессионального образования и самообразования (Цыренова М.Г., к.п.н., доцент кафедры ИФ, директор ИНО, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», г. УланУдэ). На секциях большое внимание было уделено методам работы по формированию исследовательских умений, инновационным направлениям учебно-исследовательской деятельности в разных регионах России, ознакомлению с научно-популярными проектами молодых ученых Республики Бурятия в год Науки и технологий; обсуждению перспектив развития учебно-исследовательской деятельности в образовательных организациях.
Также в рамках работы конференции были организованы: мастер-класс от онлайн - платформы Стемфорд – «Сетевые дистанционные проекты от онлайн - платформа Стемфорд (Кочетов И.И., менеджер проекта «Стемфорд», г. Москва), презентация материалов журнала «Исследователь» (Крайнова П.О., заместитель главного редактора журнала «Исследователь»), презентация Бурятского регионального отделения МОД ТП «Исследователь» «Проекты и конкурсы для учителей и учащихся» (Цыренова М.Г., к.п.н., председатель БРО МОД ТП «Исследователь», г. Улан-Удэ), презентация отделения Российского исторического общества в Республике Бурятия «Научно-образовательные проекты Российского исторического общества» (Нолев Е.В., ответственный секретарь отделения РИО в РБ, к.и.н., с.н.с ИМБиТ СО РАН, г. Улан-Удэ), дистанционная площадка г. Ростов-на-Дону (модератор Кореневская М.Е., к.псих.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, руководитель Информационно-консультационного центра «Образовательный кластер ЮФО», ЮФУ), творческая лаборатория «Этнокультурная сфера: модели, бренды, проекты» - Баталова С.Р., к.п.н., член Совета Ассамблеи народов России, председатель Ассоциации народов Бурятии, председатель Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии). В Ростове-на-Дону на дистанционной площадке конференции было заслушано 10 докладов. Выступающие представили опыт работы Южного федерального университета гимназии № 52, юридической гимназии, гимназии № 36, МАОУ "Школа № 115 им. Ю.А. Жданова", школ № 1, 21, 68.
Обсудив позитивный опыт организации учебно-исследовательской деятельности по направлениям (педагогическое и методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности; учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках дополнительного образования; опыт использования проектной и исследовательской деятельности в рамках преподавания отдельных предметов; технология организации учебно-исследовательской деятельности: проблемы и перспективы), участники Конференции отметили распространение учебно-исследовательской деятельности в массовой образовательной практике в условиях действия ФГОС, значимость организации сопровождения и поддержки деятельности педагогов, внедряющих исследовательские и проектные методы в образовательный процесс, изменение содержания профессиональных требований к выпускникам педагогических специальностей, необходимость ежегодного проведения данной научно-практической конференции «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования», способствующей созданию всероссийского сообщества по развитию исследовательской деятельности педагогов и учащихся, организации профессионального общения, высоко оценили представленный опыт работы образовательных организаций различных регионов России по данному направлению, отметили его практическую и научную значимость.
По итогам конференции планируется выпуск сборника научных трудов.
Участники конференции рекомендуют:
- обобщить и содействовать распространению лучшего муниципального опыта конкретных педагогов, образовательных учреждений по внедрению учебно-исследовательской деятельности;
- продолжить развитие системы информационного обмена между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов;
- организовать издательскую деятельность по данному направлению, в которой пропагандировать лучший опыт педагогов, лучшие работы учащихся;
2) руководителям образовательных учреждений:
- оказывать содействие развитию учебно-исследовательской деятельности в тесном партнерстве между образовательными и научными организациями для лучшего обеспечения материально-технических и кадровых потребностей;
- оказывать поддержку педагогам-руководителям исследовательских работ, учебно-исследовательским сообществам учителей и учащихся;
- обобщать и транслировать инновационный опыт педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- способствовать в образовательных организациях созданию галереи выдающихся ученых-исследователей в предметных кабинетах с целью просвещения учащихся;
- способствовать инициативам со стороны педагогов по использованию ресурсов дополнительного образования;
3) педагогам образовательных учреждений:
- при разработке образовательной и программ воспитания учитывать данное направление;
- применять инновационные подходы по развитию исследовательских способностей в разных предметных областях;
- активизировать интерес учащихся к проектной и исследовательской работе через участие в мероприятиях разной направленности и разного уровня.