11 ноября 2021 года состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвященная 90 – летнему юбилею БГПИ – БГУ имени Д. Банзарова и 20-летнему юбилею кафедры психологии детства Педагогического института ФГБОУ ВО «Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова». Конференция была проведена совместно с МБУ ДО «Центром диагностики и консультирования г. Улан-Удэ» и ГБОУ «Республиканским центром образования» Министерства образования и науки Республики Бурятия.
В конференции приняли участие профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспиранты, студенты, педагоги-психологи, учителя – логопеды, педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя. Конференция прошла в онлайн формате на платформе Zoom. Тематика конференции объединила педагогов Российской Федерации (4 федеральных округов).
Конференция работала по нескольким направлениям:
- Детство в современных социокультурных реалиях: проблемы, трудности и технологии сопровождения и поддержки,
- Теоретические и практические основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в системе основного общего образования,
- Психолого-педагогическое сопровождение студентов в системе среднего профессионального и высшего образования,
- Психолого-педагогические технологии создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды,
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ,
- Психолого-педагогические технологии профилактики деструктивного поведения: взаимодействие семьи и школы, межведомственное взаимодействие, эффективные практики.
В работе конференции приняли участие 145 человек.
Особый интерес участников конференции вызвали пленарные доклады:
- Тренды и проблемные зоны психического развития современного ребенка: эмпирический коллаж - Изотова Елена Ивановна, к.псх.н., доц., зав.каф. возрастной психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;
- Благополучие детей: стратегия и тактика сопровождения семей с детьми, имеющими психолого-педагогические проблемы - Ванданова Эльвира Леонидовна, ведущий научный сотрудник НИЦ стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, к.псх.н., доц., г. Москва;
- Актуальные проблемы сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях - Инденбаум Елена Леонидовна, д.псх.н, проф., зав.кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск; Гостар Анна Алексеевна, к.псх.н., доц. кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск;
- Социализация современных дошкольников в группе сверстников: реалии и перспективы - Гребенникова Ольга Владимировна, к.псх.н., доц., старший научный сотрудник ФГБНУ "Психологический институт РАО", г. Москва;
- Современные проблемы дифференциальной диагностики в практике работы специального психолога - Вялых Ольга Анатольевна, к.псх.н., доц. кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт – Петербург;
- Психологические проблемы молодежи - Бакшиханова Сэсэг Сыреновна, к.псх.н., доц., зав.каф. психологии детства ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», г. Улан-Удэ.
Участники пленарной сессии отметили роль Бурятского государственного университета в консолидации усилий ВУЗов, дошкольных, школьных образовательных учреждений, центров реабилитации, организаций среднего и высшего профессионального образования в решении актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения в современных социокультурных условиях.
По итогам Второй всероссийской конференции приняты следующие решения:
- Признать актуальность темы, заявленной в конференции, и исследований специфики детства в современных социокультурных условиях, теоретических и практических проблем создания психологически безопасной и комфортной
образовательной среды, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, разработки и апробации технологий профилактики деструктивного поведения, межведомственного взаимодействия, сопровождения обучающихся на различных уровнях образования.
- Содействовать укреплению и развитию института региональных психологических служб образования, обеспечить качество и доступность психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса.
- Содействовать формированию психологически безопасной образовательной среды через повышение уровня психологической компетентности педагогов, родителей, учащихся; способствовать формированию межведомственного взаимодействия специалистов, направленного на укрепление психологического благополучия личности.
- Способствовать межрегиональному сотрудничеству образовательных организаций и учреждений по вопросам исследования детства в современных социокультурных условиях, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, сопровождения на различных уровнях образования.
- Разместить научные статьи, соответствующие требованиям в РИНЦ.