В настоящее время наблюдается недостаточная экологическая образованность студентов, в большинстве отсутствие экологического мышления, ценностных ориентаций, слабая методологическая, теоретическая и практическая подготовка к активно-гуманистической и эколого-педагогической деятельности. Поэтому актуальной задачей в контексте обозначенных выше проблем становится формирование экологической культуры студента вуза, развитие профессионально-экологической компетентности и готовности к экологическому образованию студента.
ИФИЯиМК первым включил дисциплину «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» в учебный план подготовки направления 42.03.02 Журналистика.
На занятиях мы обсуждали устойчивое развитие, сохранение биоразнообразия, поддержание здоровья среды и ценности ресурсов. Формировали базовые знания и понимание того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Поступательными движениями на занятиях мы формировали экологическую культуру, экологическое поведение и экологическое сознание!!!
А как это было, лучше расскажут сами участники образовательного процесса, студенты группы 18510:
Зарубин Никита: «Сидя на занятиях, будучи экологически не грамотным человеком, я даже не задумывался, какой большой вклад вы вносите в наши умы. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Мы можем и не быть юристами, но понимать, какая среда нас окружает, нам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Экология – это важная и недооценённая большинством людей наука. Все понимают значимость её прародительницы Биологии, экология же находится в тени науки о живом. Люди мало задумываются о хрупких, но очень значимых взаимосвязях в мире, частью которого являются сами. Люди восторгаются красотой приморских городов, изрезанных каналам и мостами, такими как Санкт-Петербург, Венеция и Амстердам. Но наши потомки смогут ими любоваться только через призму "аквалангической" маски – и в этом виноваты мы. Заводы производят массу излишней продукции, выделяя при этом нагревающий планету углекислый газ, что повышает уровень мирового океана с опасной скоростью. Именно на ваших парах, я понял, как важно следить за состоянием нашей родной планеты, чтобы в дальнейшем наша Земля оставалась такой же прекрасной, а не местом отходов человеческой цивилизации. Поэтому я считаю экологию очень важным предметом, ведь именно она смогла перевернуть мое представление о том, как на самом деле важно, сохранять здоровье Земли. Хочу вас поблагодарить за то, что ведете такой классный предмет, и за то, как вы его преподносите».
Виноградова Настя: «Я не тот человек, который является экологически осознанным, у нас в школе даже особо внимания этому не уделяли. Поднимали темы экологических катастроф, но так, вскользь, не желая заинтересовать этой темой учеников. Поэтому, когда я впервые пришла на вашу пару, мне было не совсем интересно. Да, проблемы, да, всё плохо, не было сочувствия. Но затем, когда прошла ещё одна пара, а потом ещё и ещё... Мне стало интересно. Появилось, всё-таки, сочувствие, волнение за мир, за природу. Я ведь раньше и правда не задумывалась о тех проблемах, которые нужно решать сейчас, чтобы в дальнейшем не было хуже. И ведь по большей части это ваша заслуга. Потому что вы используете подход, который интересен. Интерактив, много говорите и рассказываете. И, главное, вы сами очень обеспокоены этой темой, вы горите этим делом – это потрясающе. И это именно то, что заставляет проявить интерес, начать вслушиваться в ваши слова, сопереживать природе вместе с вами.
Не скажу, что я сейчас стала экологически осознанным человеком, что сортирую все отходы и т.д, нет, но я уже задумалась об этой проблеме и ее масштабах. Это уже тоже результат, и в дальнейшем я постараюсь делать маленькие шаги, чтобы стать именно таким человеком.
Спасибо вам за интересный подход и любовь к своему делу!».
22 декабря прошло итоговое занятие в форме защиты групповых экологических проектов. Перед студентами была поставлена конкретная цель – разработать проект, который они реализуют в масштабах факультета, университета или города.
Студенты творчески и осознанно подошли к разработке проектов. Было представлено 6 замечательных проектов: обучающе-познавательная викторина «Экологические проблемы человечества», «Создание зеленой зоны в университете», «Экоприложение «Green place», проект с комнатными растениями «Green house», наставнический проект со школьниками «Sorting and Recycling», ознакомительная акция в Instagram «Загрязнение воздуха».
Сами участники в конце выбрали лучший экологический проект, им стал «Green house». Авторы проекта взяли за эпиграф слова Г.Х Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». и рассказали нам «Как маленький цветочек или молодой росточек деревца может много сделать для вашей семьи. Мы покажем вам наших зеленых друзей и немного расскажем о них. О том, что какие растения лучше иметь дома и как за ними ухаживать». В презентации мы увидели, какие комнатные растения есть у группы 18510, а какие они мечтают посадить!
На занятие мы пригласили председателя Профкома студентов БГУ Доржиева Б.Ж., который с огромным энтузиазмом вникал в суть проектов и предложил реализовать эти проекты в апреле 2022 года, когда в нашем университете будет проходить месячник «ВузЭкоФест».