20-21 апреля 2022 г. кафедра бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы Восточного института совместно с кафедрой русского языка и общего языкознания Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций БГУ провела под эгидой Министерства образования и науки Республики Бурятия международную научно-практическую конференцию «Проблемы функционирования языков в полиэтническом пространстве». Конференция была организована в рамках мероприятий, посвященных 90-летию ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Д.Банзарова», прошла в очном и онлайн формате.
В конференции приняли участие свыше 120 российских и зарубежных ученых, преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, аспирантов, учителей общеобразовательных организаций. На конференции были представлены следующие регионы России: Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Республика Бурятия, Новосибирск, Москва, Томск, Иркутская область, Забайкальский край. Кроме того в работе конференции активно участвовали зарубежные коллеги из Монголии, Китая, Казахстана, Киргизии.
20 апреля с. г. на открытии конференции с приветственными словами выступили врио замминистра образования и науки РБ Б. Б. Цыренжапов проректор БГУ по научно-исследовательской работе, д. ист.н. В.В. Номогоева, а также от лица ректора Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова выступил д.филол.н., профессор, зав. кафедрой калмыцкого языка, монголистики и алтаистики В.Н. Мушаев В ходе пленарного заседания были прослушаны содержательные доклады по актуальным проблемам функционирования языков в полиэтническом пространстве:
Площадка пленарного заседания конференции позволила участникам обсудить актуальные вопросы теории и практики описания языков, функционирующих в полиэтнической среде, а также проблемы социолингвистического блока, касающиеся современной языковой политики и языковой ситуации в регионах РФ.
В целом, в ходе конференции прошло заседание 3 секций:
В рамках конференции было проведено 2 круглых стола:
Для авторов учебно-методических комплексов по родному языку и по родной литературе был организован методический семинар «Разработка современных УМК по родному языку и родной литературе: проблемы, подходы, решения».
Представленные на секции «Функционирование языков в полиэтнической среде: теория и практика описания» доклады были посвящены проблемам функционирования языков в коммуникативно-языковом пространстве. Так, совместный доклад Бүрэнбилэг (Китай) и Монхбаяр (Монголия) касался проблемы использования современной кириллицы и латиницы в монгольском языке. Особое место в научных дискуссиях заняли семантические проблемы, в частности, доклад Сундуевой Е.В. (Россия, Улан-Удэ) о значении прилагательного алаг / ала в бурятском и хакасском языках вызвал живой интерес у слушателей и участников конференции. В работе секции поднимались вопросы семантики и грамматики синтаксических образований в монгольских и тюркских языках, некоторые из докладов по этой проблеме вызвали оживленную дискуссию, в частности, доклад Дадуевой Е.А. (Россия, Улан-Удэ), который касался проблемы каузативных отношений в бурятском языке. Не меньший интерес вызвал доклад С.Н. Абдуллаева (Киргизия) по характеристике полипредикативных конструкций в сопоставительном аспекте. На секции были высказаны предложения по лексикографическому описанию бурятского слова в будущем издании «Бурятско-русского словаря», в частности, прозвучали мнения по уточнению статуса деэтимологизированных и деспециализированных буддийских терминов (Будожапова Л.Б., Россия, Улан-Удэ).
В ходе работы секции «Проблемы преподавания языков в поликультурной образовательной среде» участие приняли методисты, ученые и учителя, были обсуждены различные аспекты преподавания языков, в том числе вопросы по использованию современных образовательных технологий, средств и форм в языковом образовании. Так, изучению особенностей использования метода CLIL в преподавании иностранных языков в поликультурной среде был посвящен доклад Абдикаровой Р.Р., Досановой А.М. (Казахстан). Вопросы обучения родному языку с помощью мультфильмов, а также с помощью информационных технологий были представлены в докладах Дареевой О.А. (Россия, Улан-Удэ), Кысылбаиковой М.И. (Россия, Якутск). Интересный организационный образовательный формат в системе высшего образования по проведению сравнительно-типологических исследований в области монгольских и тюркских языков представил Мушаев В.Н. (Россия, Элиста). Неподдельный интерес участников вызвал доклад Цырендоржиевой Б.Д. (Россия, Улан-Удэ) о методических подходах по развитию речевой компетенции обучающихся на уроках бурятского языка как родного. О развитии метапредметных умений учащихся при работе с текстом на уроках бурятского языка рассказали Дашиева С.А., Дашидондокова Е.А. (Россия, Улан-Удэ). Вопросы учета грамматической интерференция при обучении русскому языку китайских студентов были рассмотрены в докладе Ло Худе (Китай). Анализ грамматических ошибок русскоязычных студентов в предложениях бурятского языка был проведен в материале Макаровой О.Г. (Россия, Улан-Удэ). Возможностям использования тестирования на уроках по родному языку был посвящен доклад Ошорова С. Г. (Россия, Улан-Удэ). Интерес вызвал также совместный доклад Узакбаевой З.А., Мадиевой Г.Б. (Казахстан) по изучению глобального влияния вербальных и невербальных брендов на общество.
Доклады участников секции «Национальный текст: жанровое многообразие и языковая специфика» были посвящены изучению национального текста с точки зрения лингвистического, лингвостилистического, литературоведческого, культурологического анализа, выявлению языковых особенностей текста, проблем стилистики и поэтики, образной системы и жанра отдельных фольклорных и литературных произведений, а также вопросам художественного перевода драматических текстов. Выступления ученых позволили достичь главной цели – сформировать представление об основных тенденциях изучения национального текста.
Участники круглого стола «Региональная языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты», посвященного 70-летнему юбилею доктора филологических наук, доцента кафедры русского языка и общего языкознания БГУ Виктории Макаровны Егодуровой стали свидетелями информативных докладов, которые представили коллеги из ИМБТ СО РАН (Россия, Улан-Удэ), Калмыцкого госуниверситета (Россия, Элиста), Казанского Федерального университета (Россия, Казань), Иркутского госуниверситета (Россия, Иркутск), Северо-Восточного Федерального университета (Россия, Якустк), ВСГУТУ, БГСХА и БГУ им. Д. Банзарова (Россия, Улан-Удэ). В ходе работы круглого стола поднимались вопросы изучения взаимодействия двух семиотических областей – языка и культуры, которые понимаются как формы сознания, отражающие мировоззрение человека. Большинство докладов было посвящено описанию и интерпретации языковых единиц в пространстве культуры и культурных коннотаций как результата этой интерпретации. Так, в материалах доклада доктора филол. наук В.М. Егодуровой прозвучали результаты наблюдений над соматической лексикой бурятского языка, в докладе доктора наук Н.Б. Даржаевой рассмотрена глагольная лексика. Неподдельный интерес проявили участники к сообщениям об эмотивах со значением «злость» в монгольских языках доктора филол. наук Б.Д. Цыренова (Россия, Улан-Удэ), канд. филол. наук А.А. Шахаевой (Россия, Москва) о глаголах смеха в китайском языке, канд. филол. наук Ч.С. Цыбеновой (Россия, Улан-Удэ) о номинации «радости» в тувинском языке. Большое внимание уделено способам воплощения культурных смыслов в колористическую лексику калмыцкого (Ж.А. Убушиева, Россия, Элиста) и бурятского языков (канд. филол. наук Д.П. Хинзеева, Россия, Улан-Удэ). Были заслушаны и обсуждены сообщения, посвященные проблемам заимствований в региональный вариант национальных языков. Особый интерес у участников вызвал доклад д-ра филол. наук А.П. Майорова (Россия, Улан-Удэ) об автохтонных заимствованиям в региональный региолект русского языка 18 в.
В круглом столе «Актуальные вопросы федеральной и региональной языковой политики и языкового законодательства в РФ: новые вызовы и инструменты их урегулирования» приняли участие ведущие российские социолингвисты А.Н. Биткеева (Россия, Москва), Н.И. Иванова (Россия, Якустк), Т.Г. Боргоякова (Россия, Абакан), Г.А. Дырхеева (Россия, Улан-Удэ и др.) и специалисты в области языкового законодательства К.Ю. Замятин, Д.В. Бондаренко, Н.В. Княгинина (Россия, Москва). В ходе круглого стола обсуждались наиболее острые проблемы правового регулирования языковых отношений, в частности, в сфере образования, которые вызывают споры у экспертов, специалистов и недовольство граждан. Вниманию участников круглого стола был представлен широкий обзор языковых ситуаций и языковой политики в разных регионах РФ, а также в других странах мира. Кроме того, обсуждались проблемы повышения эффективности деятельности по сохранению и развитию языков народов России. Одной из ключевых на круглом столе стала тема разработки концепции федеральной программы сохранения и развития языков народов РФ. Этот вопрос вызвал большой интерес у участников. После тщательного обсуждения всех вопросов участники конференции высказали свои предложения по совершенствованию языковой политики и языкового законодательства в России, выразили готовность принять непосредственное участие в выработке концепции федеральной языковой политики, программы ее реализации.
Методический семинар «Разработка современных УМК по родному языку и родной литературе: проблемы, подходы, решения» был посвящен вопросам создания эффективных УМК по родному языку и по родной литературе, отвечающих современным вызовам общества, соответствующих современной языковой ситуации среди детей и молодежи народов России. Успешным опытом по реализации современных подходов при разработке УМК по татарскому языку и по татарской литературе поделились авторы учебников, представители Академии наук Республики Татарстан, Мухарлямова Г. Н., Гиниятуллина Л. М. (Россия, Казань). В методическом семинаре приняли участие свыше 30 авторов-разработчиков действующих УМК по бурятскому языку и по бурятской литературе. В ходе продолжительного и продуктивного онлайн-общения между разработчиками УМК по родному языку и по родной литературе были обсуждены и уточнены содержательные, структурные и методические особенности новых УМК татарских коллег. Опыт создания двухуровневого УМК, ориентированного на базовый и углубленный уровень овладения обучающимися родным языком и родной литературой, признан профессиональным сообществом необходимым, востребованным и актуальным. В ходе семинара от участников прозвучали конструктивные предложения о необходимости проведения координационной работы между авторами УМК, особенно в условиях изменяющихся нормативно-правовых положений преподавания родного языка и родной литературы в школе, в частности введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В ходе пленарного и секционных заседаний, круглых столов и методического семинара участниками были внесены, обсуждены и приняты ряд предложений, в том числе:
В целом, необходимо признать, что состоялся плодотворный, конструктивный диалог ученых, специалистов, преподавателей, авторов УМК, методистов по наиболее актуальным теоретическим, прикладным, в том числе образовательным, методическим и другим вопросам функционирования языков в современном мире.
Организаторы:
кафедра бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы,
кафедра русского языка и общего языкознания Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций