Настоящий праздник биологических идей участников проекта «Здоровый класс – здоровая семья» состоялся 14 мая 2022 года на факультете биологии, географии и землепользования БГУ. По приглашению организаторов на очный этап проектной конференции «Экологическое мировоззрение и здоровый образ жизни детей и молодежи в ХХI веке» приехали 33 учащихся и 7 педагогов, 9 ребят участвовали онлайн.
В целом, на конференцию подали 70 проектов, от индивидуальных до групповых, с общим количеством участников - 162 человека из разных районов Республики Бурятия (Кабанского, Баргузинского, Хоринского, Прибайкальского, Закаменского), Забайкальского края (пгт. Агинское), Монголии (г.Улан-Батор). Таким образом, в 2022 году конференция приобрела статус межрегиональной с международным участием.
Из семи содержательных направлений конференции наибольшее внимание привлекло «Семейное здоровье и культура ЗОЖ» (26 проектов, 37%). Это было логично, т.к. в текущем учебном год проект был нацелен на взаимодействие школы и семьи по вопросам ЗОЖ. Основные вопросы, волнующие ребят – осанка, зрение, вес, влияние окружающей среды (солнца, воды, т.д.) на состояние организма, вопросы (не)здорового питания (употребление газировки, чипсов, вегетарианство, др.), вредные привычки (курение, злоупотребление гаджетами). Эксперты особо отметили Дондокова Дамдина (Хоринская СОШ №2), который в проекте «Логоневроз» рассмотрел актуальную для собственного здоровья проблему. Молодец! Можно сказать, что название проекта «Здоровый класс – здоровая семья» полностью оправдало себя.
Вторым по популярности следовало направление «Проблемы и перспективы развития системы «Человек - Общество – Природа» (17 проектов, 24%). Это говорит об актуальности экологической тематики, готовности видеть проблемные вопросы, рассматривать варианты решения. Активной позицией в данном отношении отличился Кабанский район. В частности, Кабанской СОШ были представлены «Экотропа школьного лесничества «100 лет Ленину», проекты «Школьный питомник декоративных растений», «Куда уходят елки», Большереческой СОШ – проект «Кедровая роща». Тема сохранения деревьев и озеленения была также поддержана проектами: «От желудя к дубовой роще» (Сага Роман, Усть-Баргузинская СОШ), «Лес на подоконнике» (Ганбаатар Буянбаатар, Улан-Баторский филиал РЭУ им ГВ Плеханова), «Деградация паркового фитоценоза» (Дансаранова Алтана, Агинская окружная гимназия-интернат Забайкальского края).
Не забыли ребята и о «братьях наших меньших» – птицах и животных. Совершенно очаровательной была защита проекта «Красноухая черепаха» Арефьева Арсения из Хоринской СОШ №2. . Юный исследователь не только провел интересные наблюдения за домашним питомцем, но и уверенно отвечал на вопросы жюри. Также понравился проект «Эко-кормушка для птиц» Наранхуу Мишээл (Улан-Баторский филиал РЭУ им ГВ Плеханова), отмеченного в номинации за деятельный подход к решению экологических проблем.
Немного жалко, что проектов по «Исследованию биоразнообразия Байкальского региона» было мало – всего 3. Ведь только наша Республика Бурятия располагает обширной территорией, разнообразным ландшафтом, широким спектром природных ресурсов, многообразием представителей флоры и фауны. Чтобы любить, уважать и бережно относиться к природе родного края, ее необходимо изучать. Например, так, как делают ребята Большекударинской СОШ Кабанского района, составляющие детскую красную книгу устья р. Селенга. Проект долгосрочный, заслуживающий внимания и поддержки.
Не осталась в стороне проблема загрязнения окружающей среды. Маленькая Аланская школа Хоринского района инициировала проект по очистке прилагающей территории от несанкционированной свалки мусора и ежегодно привлекает к экологической акции всех жителей села. Браво педагогам и ребятам! Серьезные исследования почв на территориях, прилегающих к свалке с токсичными отходами, проводились учениками Агинской окружной гимназии-интерната. При такой постановке вопроса юные исследователи могут уже выходить с результатами не только на детские научно-практические конференции, но и на взаимодействие с органами государственной власти, ответственными за экологическую обстановку.