Итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения д.п.н., профессора Г.Ц. Молонова «Профессиональная подготовка педагогов в условиях новых вызовов современности»
В числе участников Конференции – ученые, преподаватели и обучающиеся учреждений высшего образования, специалисты муниципальных органов управления образованием, родственники Г.Ц. Молонова, представители землячества Бичурского района, учителя школ, педагоги дополнительного образования г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Чита, г. Якутск, г. Улан-Удэ, районов Республики Бурятия, г. Улан-Батор (Монголия), (г. Цицикар, Китай), (г. Цзинань, Китай), (г. Юджин, США). В очной, онлайн и заочной форме работы конференции приняли участие более 80 человек.
Цель Конференции: обсуждение идей профессора Г.Ц. Молонова с позиции научно-методических основ взаимодействия образовательных структур (школа, колледж, вуз) в системе многоуровневой подготовки педагогических кадров.
В пленарном заседании приняли участие 55 человек. Со словами приветствия выступили Дамдинов А.В., к.ист.н., доцент, ректор Бурятского государственного университета им. Д.Банзарова, Цыренжапов Б.Б., заместитель министра образования и науки Республики Бурятия, Клименко Т.К., д.п.н., профессор, министр образования и науки Забайкальского края, Будаева Т.Ч., к.п.н., советник Первого заместителя Председателя Комитета Госдумы по просвещению, Калмыков С.В., д.п.н., профессор Бурятского государственного университета им. Д.Банзарова, член-корреспондент Российской академии образования, Подлиняев О.Л., д.п.н., профессор Иркутского государственного университета, Бадмаева М.Б., первый заместитель руководителя по социальному развитию Администрации МО «Бичурский район» Республики Бурятия.
С докладами выступили: Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент, и.о. заведующего кафедрой общей педагогики Бурятского государственного университета им. Д.Банзарова, Цыренов В.Ц., д.п.н., доцент, Фомицкая Г.Н., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики, директор Сетевого университетского образовательного округа Бурятского государственного университета им. Д.Банзарова.
Конференция работала по 3 секциям. Итоги работы были озвучены руководителями секций.
В секции «Региональная система непрерывного педагогического образования в современных условиях: проблемы, тенденции и перспективы развития» (модератор - Рулиене Л.Н., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова) приняли участие более 25 очных и 15 дистанционных участников, в том числе из КНР – 7 чел., Монголии – 1 чел., г. Якутска – 1 чел., г. Иркутска – 2 чел., Улан-Удэ – 4 чел.). С развернутым докладом о научно-педагогической деятельности профессора Г. Ц. Молонова выступила Рогалева Г.И., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики БГУ, её выступление дополнили профессора из Иркутска – Подлиняев О.Л. и Федотова О.Л. Поделился воспоминаниями о личных встречах с Г. Ц. Молоновым Будаин Б.Б., главный специалист Республиканского центра по развитию бурятского языка. Кафедре общей педагогике им были подарены книги издательства «Бэлиг». Далее были заслушаны доклады Дагбаева Д.Э. об особенностях образовательной политики Японии после второй мировой войны, Жамбацэрэн Намжилсурэн о проблемах преподавания русского языка
в Монголии, Банзаракцаева Б. Ц. о формировании субъектной позиции будущего педагога в современном вузе, Сунхалырова А. А. о развитии социального творчества учащейся молодежи в деятельности образовательных организаций, Цзян Шоучжоу, Ли Цзые об образовательных технологиях и цифровых приложениях, применяемых в вузах Китая.
В работе секции «Траектории профессионального развития педагога: соответствие вызовам времени» (модератор - Фомицкая Г.Н., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики, директор СУОО Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова) приняли участие более 30 человек. Среди них ученые из разных регионов страны и зарубежья, студенты педагогического направления подготовки БГУ. Особый интерес у участников секции вызвали выступления: Гурулевой Т. Л., д.п.н., доцента МГПУ о системе подготовки учителей китайского языка, Дульчаевой И. Л., к.п.н., доцента, заведующего кафедрой технологического образования и профессионального обучения БГУ о повышении квалификации учителей технологии в условиях перехода на новые ФГОС ООО, Лю Вэйжань, преподавателя Цицикарского университета Китая об онлайн-обучении иностранных студентов вузов Китая, Очирова Г. Д., к.п.н., доцента БГУ о роли этнопедагогической культуры в процессе профессиональной подготовки студентов вуза, Сосниной В. Н., к.п.н., начальника центра психодиагностики военно-врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России о педагогическом сопровождении молодых сотрудников пенитенциарной системы, Осиповой М. В., аспиранта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова о теоретических основах развития критического мышления современных школьников, Цыреновой В.Б., д.п.н., профессора кафедры геометрии и методики преподавания математики БГУ о повышении учебной мотивации студентов при обучении математике. В выступлениях были отражены проблемы языкового образования, математического образования. Большой блок выступлений был посвящен организации непрерывного профессионального роста учителей в современных условиях. Участники отметили, что сегодня актуальным направлением образовательной политики является решение проблемы практико-применяемых результатов научных исследований. И в первую очередь это касается педагогических научных исследований. Педагогические знания как никогда нужны педагогам, родителям, всем кто имеет дело с растущим человеком. Те знания, которые сформированы в научной школе Г. Ц. Молонова, формируют не только дизайн современной региональной системы образования, но и оказывают влияние на формирование национального менталитета, влияют на осознание своей принадлежности к малой Родине, родной стране.
В секции «Содержание и технологии формирования учащейся молодежи и роль наставника и педагога в их развитии» (модератор – Шибанова Ю.В., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова) было представлено 11 очных и 8 стендовых докладов. Тематика докладов носила широкий спектр разработки и реализации проблем воспитания, обучения и психолого-педагогического сопровождения в разных образовательных учреждениях системы дошкольного, общего среднего, дополнительного и высшего образования. В представленных докладах нашли отражение вопросы, связанные с направлениями, формами и методами реализации патриотического воспитания детей в условиях надомного обучения (Крылова М.О., учитель СОШ№:60 г. Улан-Удэ); психологической профилактики агрессивного поведения детей младших школьников средствами комплексной арт-терапии (Доржиева Л.А., педагог-психолог Республиканского центра образования г. Улан-Удэ), особенностями математического развития детей дошкольного возраста (Габеева Л.Н, к.п.н., доцент БГУ), применения практик наставничества в образовательных организациях (Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент БГУ), проблем и путей методического разрешения в обучении бакалавров китайскому языку, формированию у них иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции (Дамдинова Б.-Х.В., магистрант БГУ). Особый интерес вызвал доклад Батоцыренова Э.А., к.геог.н, научного сотрудника лаборатории геоинформационных систем БИП СО РАН и Нолева Е.В., к.ист.н., председателя РОО «Совет молодых ученых Республики Бурятия», старшего научного сотрудника ИМБиТ СО РАН по проблемам важности изучения байкаловедения в образовательных учреждениях, географии Бурятии. Кроме теоретической части доклада по реализации грантовых программ был продемонстрирован игровой интерактив по настольным играм по географии и экологии Бурятии. Ряд выступлений был посвящен проблемам развития дополнительного образования детей. В докладе доцента БГУ Шибановой Ю.В. были представлены основные векторы развития и содержания социально-гуманитарного направления в системе дополнительного образования. Интересными были доклады студентов направления «Педагогика дополнительного образования», касающиеся таких аспектов изучения как развитие лидерских качеств детей младшего школьного возраста в досуговой деятельности (Вячкутина К., Шутукова В.), формирование творческих способностей детей средствами хореографии (Каблукова Е.). Представленный проект по педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (Дорофеева Н.В., Очирова С.Б.) был поддержан грантом по акселерационной программе БГУ на сумму 100 000руб.
Далее состоялась презентация видеоролика «Педагог и наставник», посвященного 90-летию профессора кафедры общей педагогики БГУ Г.Ц. Молонова (авторы Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент, и.о. заведующего кафедрой общей педагогики Бурятского государственного университета им. Д.Банзарова, Цыдыпов Б.Ц., преподаватель кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета им. Д.Банзарова). В 2023 году, объявленным Годом педагога и наставника, состоится открытие кабинета имени доктора педагогических наук, профессора Гарма-Цырена Цыденовича Молонова, находящегося в учебном корпусе 4 БГУ, ауд. 4202. Данная инициатива кафедры общей педагогики была поддержана руководством университета, учениками профессора Молонова.
Также в рамках работы конференции был организован круглый стол «Роль профессора Молонова Гарма-Цырена Цыденовича в развитии научных кадров и педагогической науки в Республике Бурятия». В работе круглого стола приняли участие ученики, родственники Г.Ц. Молонова, представители землячества Бичурского района, педагогическая и научная общественность Республики Бурятия: Бадмаева О.Б., к.п.н., доцент, старший методист Центра сохранения и развития бурятского языка ФГБОУ ВО «БГУ», Базаров Ц.Р., к.п.н., директор ГБООУ "Санаторная школа-интернат №28", Якимов О.В., к.п.н., директор Политехнического техникума, председатель совета директоров СПО, Мамунова Т. М., к.п.н., доцент, Раднаева М.В., к.п.н., доцент, начальник учебного отдела ГАУ ДПО РБ «БРИОП», Санжиева Д.Б., к.п.н., доцент, ветеран кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «БГУ», Сидоров Д.А., и.о. руководителя МУ РУО Администрации МО «Бичурский район» РБ, Слепнева Н.П., ветеран образования, директор «Бичурская СОШ №1» с 1986 по 2010 гг., Фомин В.А., к.п.н., доцент, ветеран ФГБОУ ВО «БГУ», родственники Г.Ц. Молонова (Жигмитцыренов А.Б., Мункуев А.Д., Мункуева С.М., Гарматаров В.Л., Молонов В.Б., Молонова Н.Б., Жигжитова Б.Ж., Жигжитова В.Б., Жигжитов Б.Д., Бадмаева Л.В.).
Участники Конференции поддерживают инициативу администрации МО «Бичурский район» Республики Бурятия по сохранению традиции вручения ежегодной премии профессора Г.Ц. Молонова лучшим педагогам и ученикам Бичурского района.
Обсудив идеи профессора Г.Ц. Молонова с позиции научно-методических основ взаимодействия образовательных структур (школа, колледж, вуз) в системе многоуровневой подготовки педагогических кадров участники Конференции отметили необходимость сохранения научного наследия ученого, имеющего практическую и научную значимость, придания нового импульса для научных изысканий в области педагогики, высоко оценили представленный опыт работы образовательных организаций различных регионов России в современных условиях по развитию системы непрерывного педагогического образования.
Участники Конференции приняли решение общими усилиями (БГУ, администрации МО «Бичурский район» РБ, землячества Бичурского района, родственников, учеников Г.Ц. Молонова) обеспечить наполнение материально-технической базы кабинета доктора педагогических наук, профессора Гарма-Цырена Цыденовича Молонова.