05сент.

Студенты Восточного института на Международной летней школе молодых монголоведов

5 августа 2024 – 17 августа 2024, г. Улан-Батор, Монголия
image-05-09-24-08-17-2image-05-09-24-08-17-3image-05-09-24-08-17-4image-05-09-24-12-27image-05-09-24-12-27-1image-05-09-24-12-27-2image-05-09-24-12-27-3 (1)Untitled-25 (1)

Юбилейная XXXV Международная летняя школа молодых монголоведов прошла с 5 по 17 августа 2024 года в городе Улан-Батор, собрав участников из 6 стран (России, Китая, Южной Кореи и др.), представляющих 13 учебных заведений и исследовательских центров. Летняя школа ведет свою историю с 1989 года, постоянными организаторами являются Министерство экономики и развития Монголии, Министерство образования Монголии и Национальный совет по монголоведению. Главной целью Международной летней школы является знакомство молодых исследователей с кочевой монгольской культурой и укрепление связей между монголоведными центрами. Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова традиционно в течение многих лет был представлен студентами и молодыми исследователями кафедры филологии Центральной Азии.

Для работы в МЛШММ-2024 организаторы провели строгий отбор заявок, в результате которого на поля школы были приглашены только 25 молодых монголоведов. Среди них достойное место заняли студенты Восточного института Гармаев Бавасан (кафедра филологии Центральной Азии) и Бадараев Очир (кафедра истории и регионоведения стран Азии). Программа мероприятия была насыщенной и разнообразной, включала лекции, практические занятия и культурные мероприятия.

Церемония открытия состоялась 5 августа 2024 года в Монгольском университете поствысшего образования. С приветственным словом выступили представители Министерства образования Монголии - профессор, руководитель Департамента научно-технической политики и инноваций Д. Баттогтох и профессор, генеральный секретарь Национального совета по монголоведению Ц. Цэрэндорж. Научная часть программы включала в себя такие лекции, посвященные вопросам монгольского и алтайского языкознания, как «Современное состояние монголоведения и политика его развития» — д-ра (Ph.D) Д. Заяабаатар, «Роль алтайского языкознания в развитии монгольского языкознания» - С. Энхбадраха, «Создание кочевого общества» — д-ра (Ph.D) Г. Алтансүх и общим вопросам монголоведения: - «История Монголии в период маньчжурской династии Цин» — д-ра (Ph.D) О. Оюунжаргал, «Знания монгольского народа в области астрономии и астрологии» — д-ра (Ph.D) Д. Мɵнх-Очир, «История, культура и традиции монгольского буддизма» — д-ра (Ph.D) Г. Жалсрайжамц, «Исторические традиции монгольского народного градостроительства» — Г. Очбаяр. Кроме того, состоялась сессия «Аннотирование и перевод «Тайной истории монголов: источник истории Монголии» под руководством научных сотрудников Института истории и этнологии АН Монголии Ц. Гунчин-Иш и Б. Дашдулам. Сессия была примечательна тем, что участники познакомились с основными аспектами аннотирования и перевода исторического текста, обсудили его значение для современного монголоведения и культурного наследия Монголии.

Молодым монголоведам представилась возможность углубиться в изучение монгольской культуры через интерактивные уроки по монгольскому письму и кочевой культуре.

Большую часть отведенного времени заняла работа летней школы в загородном кампусе Харзтай, которая предварялась посещением мемориального комплекса Тоньюкука и легендарной местности Цонжин Болдог. В рамках выездной сессии в кампусе Харзтай состоялся целый ряд лекций и практических занятий по монгольской истории, народным знаниям и кочевой культуре: «Традиционные знания монгольского народа о природе и окружающей среде» — д-ра (Ph.D) М. Энхбаатара, «Медицинские знания и традиции монгольского народа» — Г. Зулбаатара, «История Монголии ХХ века: общество и культура социалистического периода» — Ц. Энхжаргала, «Образ жизни монгольского народа в культурной среде: традиции и новации» — Ч. Мɵнхтɵр, «Традиционные игры и праздники монгольского народа» — д-ра (Ph.D) Ж. Мɵнхдэлгэр. Программа работы в кампусе включала в себя также замечательный проект под названием «Один день монгольского кочевника», участвуя в котором участники получили уникальную возможность провести день в гостях у семьи животноводов, окунуться в повседневную жизнь и традиции: от методов производства молочной продукции в Монголии в виде интерактивного урока, где участники изучили процесс приготовления айрага и других молочных продуктов до мастер классов по джигитовке.

Участники летней школы посетили статую Чингисхаана и Национальный музей Чингисхаана, а также приняли участие в таких традиционных мероприятиях, как подготовка к приготовлению традиционного блюда монгольской кухни как хорхог и возведение юрты. Экскурсии в Институт истории и этнологии и Национальную библиотеку позволили глубже понять культурное наследие Монголии. Состоялась обзорная экскурсия по историческим достопримечательностям столицы Монголии (монастырь Гандантэгчинлэн, комплекс Зайсан толгой, дворец-музей Богд Гэгээна, храм-музей Чойжин-ламы).

Работа летней школа завершилась 17 августа общей дискуссией о текущих проектах и исследованиях молодых монголоведов, подведением итогов и вручением сертификатов участникам.

Формат школы, предполагающий тесное взаимодействие науки и практики, работу нового поколения монголоведов под руководством известных ученых, является одним из самых эффективных инструментов в стратегии развития монголоведения XXI века. Вне всякого сомнения, Международная летняя школа молодых монголоведов-2024 оставила у участников массу положительных эмоций, незабываемых впечатлений и новых знаний. Мероприятие стало отличной возможностью для обмена опытом и укрепления международных связей между ВУЗами и центрами, занимающимися монголоведными исследованиями. Работа школы стала еще одним этапом развития межкультурного диалога и укреплению научных связей среди молодежи, интересующейся монголоведением.

Обзор подготовлен и.о. зав.каф. ФЦА Бадмацыреновой Н.Б., материал Гармаева Б., фото Бадараева О. и Гармаева Б.

Поделиться новостью: