В период 2022-2024 гг. состоялось обучение специалистов главной, ведущей группы должностей муниципальной службы, состоящих в резерве органов МСУ республики (фактически – это специалисты и начальники отделов различных комитетов районных администраций). Всего для них было реализовано 3 программы профессиональной переподготовки: «Управление развитием муниципального образования», «Муниципальная экономика», «Региональное и муниципальное управление». Руководитель 3-летней программы – Цыренов Д.Д., заместитель директора ИНО.
Одной из особенностей программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в университете, является подход на основе конструктора. Для этого собран портфель, состоящие из более чем 50 различных модулей, которые относятся к государственному и муниципальному управлению. Это позволило собирать разные по объему, наполнению и содержанию курсы (как краткосрочные, так и более продолжительные).
Важной особенностью реализуемых программ дополнительного профессионального образования является развитие «мягких навыков» (softskills), которые необходимы для современных муниципальных служащих. Для слушателей курсов были реализованы тренинги (Знакомство и командообразование; Ораторское мастерство; Командная и личная эффективность; Развитие эмоционального интеллекта; Фототерапия и управление эмоциями; Управление неопределенностью)
Проведены мастер-классы, которые позволили слушателям курсов профессиональной переподготовки получить навыки работы в новых областях знаний и отработать новые навыки работы (Клиентоцентричность управления; Цифровизация управления; Использование индивидуальных инвестиционных счетов в инвестировании; Бережливое производство).
Прикладная составляющая курсов профессиональной переподготовки реализована через модерационные сессии, на которых под руководством опытных ведущих проработаны вопросы, решение которых актуально для отдельного муниципалитета (постановка проблемы – анализ – поиск решения – проектирование реализации). По итогам обучения были сформированы 3 проекта, которые находят свою реализацию в муниципальных образованиях республики. Проведена «краш-сессия» с привлечением сотрудников Комитета по проектному управлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, на которой презентованы результаты командной работы. На этой встрече реализовано масштабирование проектов через обратную связь от экспертов, а также сформирован протокол поручений по итогам защиты всех проектов.
В межсессионный период реализовано дистанционное сопровождение на образовательной платформе университета, где размещены все учебные материалы, тестовые задания, индивидуальные и групповые задания и т.д. Это является удобным для слушателей, пропустивших по разным причинам отдельные образовательные модули. Кроме того данный подход позволяет обеспечивать постпродажное обслуживание, так как на образовательной платформе постоянно обновляется практика, размещаются изменения в законодательстве и т.д. Также обеспечивается постоянный доступ к образовательной платформе после завершения обучения.
Также в межсессионный период был предложен список литературы развивающего характера. На очной сессии было проведено обсуждение прочитанной литературы, выделены основные идеи и инсайты, которые можно применять в повседневной жизни и на работе.
Очная часть образовательной программы предполагает использование подхода с выделением первой и второй половины рабочего дня. В первой половине реализованы стандартные лекции, тренинги и другие виды контактной работы с преподавателем, тренером, ментором. Вторая половина рабочего дня посвящена практическому закреплению изученного материала и предполагает посещение органов власти, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов. Изучение накопленного опыта, сложившейся управленческой практики, устоявшихся подходов значительно обогащает образовательную программу.
За период обучения были посещены следующие организации: Иволгинский плодово-ягодный питомник; Фабрика «Наран»; Завод по переработке нефрита; Промышленный парк Республики Бурятия; СОШ №8 г. Улан-Удэ; Селенгинский ЦКК; Горячий открытый бассейн п. Ильинка; Ферма по разведению страусов; Республиканский мусороперерабатывающий завод, цех по переработке автомобильных шин; Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес».
С особым интересом обучающиеся на курсах государственные и муниципальные служащие участвовали в культурных и спортивных мероприятиях. Группа была сформирована из представителей разных муниципальных образований, поэтому для них важным является отработка проведенных тренингов на практике. Для данной группы были реализованы следующие спортивные активности: сплав на рафтах по р. Уда; пеший поход в Худакский заказник; пеший тур в Байкальском биосферном заповеднике.
Посещение культурных мероприятий (театры, музеи) особенно интересно для сельских муниципальных служащих, так как у них нет зачастую времени для культурного просвещения при служебных командировках в г. Улан-Удэ. За период обучения были посещены следующие организации сферы культуры и гостеприимства: Центр Старообрядцев «В гостях у семейских»; комплекс Табан хушуун мал в Заиграевском районе; Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. народного артиста АССР Г. Цыдынжапова.
Еще одним важным механизмом работы с муниципальными служащими является организация встреч со студентами, получающими экономическое и управленческое образование. На этих встречах действующие чиновники раскрывали особенности своей работы, делились жизненным опытом и настраивали на служение государству. С одной стороны прошла отработка навыков публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а с другой стороны – студенты смогли подобрать себе будущее место практики или даже трудоустройства.
На третьем году обучения была реализована кросс-функциональная стажировка. Она предполагала движение курсантов между районами и закрепление на новый (отличный от текущей должности) функционал. Продолжительность 1 неделя. Кросс-стажировка – это профессиональное развитие и обмен опытом в другой функциональной области и в другом муниципальном образовании. Такая профессиональная траектория способствует улучшению коммуникации между органами и уровнями власти, позволяет лучше понять принципы и методы управления.
При реализации образовательных программ приняли участие 3 основные категории преподавателей:
По результатам 3-летней программы обучения уже состоялись кадровые назначения – один исполняющий обязанности главы района, три человека стали заместителями глав районов, один председатель комитета. Мы ждем новых назначений из кадрового резерва и желаем нашим слушателям новых карьерных высот.
От имени университета выражаем благодарность Ширабдоржиеву Ю.Ц., председателю комитета территориального развития Администрации Главы РБ и Правительства РБ, а также Жалцановой Р.Б., консультанту комитета территориального развития, за поддержу идей и начинаний университета в вопросах профессионального развития муниципальных служащих.