07дек.2009

ИТОГИ РАБОТЫ ПО НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР БУРЯТ РОССИИ, КИТАЯ И МОНГОЛИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

«Генеалогический фольклор бурят России, Китая и Монголии: региональные традиции – это инициативный авторский научно-инновационный проект, разрабатываемый по перспективному плану деятельности научной школы проф. С.Ж. Балданова. Реализация данного проекта стала возможной благодаря финансовой поддержке РГНФ (№08-04-62403а/Т).

Реализация научно-исследовательского проекта РГНФ была рассчитана на 2 года (2008-2009 гг.). Он был направлен, прежде всего, на поиск, выявление, накопление и ввод в научный, научно-образовательный оборот новых локальных фольклорных и генеалогических материалов бурят. Это те материалы, которые, по нашему мнению, должны были способствовать развитию общих научных представлений как о генеалогическом фольклоре, фактах и явлениях, так и о самой практической генеалогии и фольклористике.

Проект предусматривал комплексные научные командировки по Республике Бурятия, Забайкальскому краю, Иркутской области, Монголии и Внутренней Монголии Китая, в этнокультурные районы наиболее компактного проживания тех или иных этнических и этнотерриториальных групп современных бурят. В результате данных командировок были собраны новые полевые материалы, проведены предварительная текстологическая работа, запись, расшифровка, первичная обработка полученных данных, их описание, паспортизация, классификация и систематизация, а также осуществлены новые научные связи с бурятами Монголии и Китая, новые научно-информационные формы сотрудничества и партнерства для совместной поддержки и продвижения национальных фольклористических проектов и программ.

В целях проведения независимой экспертной оценки обоснованию научной концепции, выбранной методологии и методике комплексного изучения (включающей и генеалогические, и фольклористические методы), апробации работ по поиску, выявлению и накоплению первичных полевых и архивных материалов бурятской практической генеалогии и генеалогического фольклора были подготовлены доклады, устные сообщения и выступления на самых разных мероприятиях 2008-2009 гг. Также была специально продумана организация и проведение заочного научного симпозиума «Генеалогическая культура бурят: современный научно-образовательный дискурс», который должен был стать своего рода диалоговой площадкой по данной научной проблеме. Издание материалов симпозиума осуществлено в ГУП ИД «Буряад үнэн» при финансовой поддержке РГНФ.

Основные положения, выводы и результаты работы опубликованы в материалах международных, всероссийских и региональных конференций 2008-2009 гг. В целях поддержки, продвижения и распространения положительного опыта в 2008-2009 гг. внедрен в научно-образовательный процесс НГИ БГУ новый факультативный курс «Практическая генеалогия» с модулем-комплексом учебных занятий по теме «Генеалогический фольклор бурят», сформирована на базе кафедры бурятской литературы новая студенческая проблемная группа, осуществлено научное руководство студенческих дипломных и курсовых проектов по теме исследования, научная консультация грантовых проектов «Конкурса студенческих грантов БГУ» 2008-2009 гг., организованы и проведены в рамках «Баяртуевских чтений – 1» студенческая диалоговая площадка «Мир бурятских традиций: современные парадигмы генеалогической культуры» (сентябрь 2008 г.), секция «Генеалогическая культура бурят: современный научно-образовательный процесс» ежегодной студенческой конференции БГУ (март 2009 г.), подготовлены студенческие доклады по проблеме. Основные материалы будут обнародованы в специальных авторских монографических работах под рубрикой «Этническая генеалогия бурят», первый выпуск которых запланирован в декабре 2009 г., а также на разрабатываемом одноименном официальном сайте. В дальнейшем планируется выпуск электронного «Генеалогического вестника».

В своих выступлениях и публикациях мы придерживаемся мнения о том, что концептуальной особенностью современной генеалогии и фольклористики являются смена их традиционных научных приоритетов, поиск и выработка нового исследовательского дискурса, новой методологии и методики изучения. Предлагаемая феноменолизирующая научная парадигма позволяет нам сделать вывод о том, что генеалогический фольклор как феномен, обладающий многомерной и многофакторной природой, является одной из самых универсальных междисциплинарных координат, в равной мере относящихся и к генеалогии, и к фольклору. Сегодня данный феномен относительно в равной степени можно рассматривать как явление фольклора, процессов его генеалогизации, генеалогической интенциональности, так и как явление самой генеалогии, ее фольклоризма, процессов фольклоризации, то есть он одновременно сохраняет свойства как самого текста, так и интертекста.

Таким образом, следует сказать, что генеалогический фольклор бурят вобрал в себя свойства совершенно разных и в то же время очень близких видов общественного сознания, потому в своем историческом развитии и современном состоянии приобрел универсальное качество соотноситься с самыми разными уровнями и формами реальности. Как константное явление генеалогической культуры бурят, в частности, практической генеалогии, он входит в повествовательный комплекс родовых знаний, тем самым иерархически упорядочивает весь текстовый материал (в устной традиции все нарративные части), создает своеобразный гипертекстовый этикет, выполняет конструктивную системообразующую функцию. В традиционной жанровой системе устного народного творчества бурят генеалогический фольклор в силу своей интертекстуальной интенциональности представляет собой особую тематическую группу несказочной прозы. Его основной пласт составляют мифы, легенды и предания, генетически тесно связанные между собой. Их формальные жанровые границы из-за многочисленных разновременных повествовательных напластований стали достаточно условными, неустойчивыми. И все же, как показывают наши данные, фольклорно-генеалогические произведения, как и другие тематические группы несказочной прозы, имеют целый ряд своих как общих, так и специфических признаков, видовых и функциональных особенностей. Их наиболее характерными признаками стали наличие определенного типа героев, моделирующих семейно-родовую или родоплеменную общину как социальную группу, функционально-специфическая направленность, повествовательное начало, особая установка на достоверность, вера в рассказываемое, сочетание «фактического» и «сакрального», относительная невключенность в обрядовую жизнь, отсутствие композиционных и стилистических канонов, большая подвижность форм бытования и т.д.

В современном состоянии генеалогический фольклор бурят представляет 2 типа устных народных произведений: собственно генеалогический и этнологический. Первый тип генеалогических рассказов больше повествует о происхождении конкретных бурятских семей, родов и костей, а второй, имеющий не менее важную глубину этногенетического сознания, тип – о происхождении самого народа, его больших этнических и этнотерриториальных групп. Но главная специфическая особенность генеалогической фольклорной культуры бурят как особого междисциплинарного явления заключается в том, что она как феномен сложился в территориальных рамках разных регионов, продуцирующих ее особые локальные традиции современного бытования и распространения. Это и послужило обоснованием постановки проблем регионализма бурятского генеалогического фольклора, разработки научной концепции о локальной/региональной природе как необходимом условии, форме и способе его функционирования, переработки и комплексной модернизации традиционной методики фольклористических, генеалогических и историко-генеалогических исследований. При всем массовом воздействии на генеалогический фольклор инонациональной (русской, монгольской, китайской) культуры следует все же признать, что в нем сохраняются основы, как принято называть в культурологии, «материнской» культуры. Потому региональные традиции бытования генеалогического фольклора бурят нами концептуально рассматриваются как варианты одной общей материнской (исконно бурятской национальной) культуры, сформировавшейся в циркумбайкалье в мифологическое «золотое» время. Исходя из этого, в изучение специфики предмета рефлексии и вообще бурятского локального генеалогического фольклорного текста вводятся такие общенаучные категории и понятия как вариант, инвариант, редакция, версия, архетип, рассматривается генеалогический текст как некая интенциональная знаковая система, культурный код. Безусловно, единым предтекстом такой «многомерной» традиции является само общество, его история и культура. Исходя из этого мы утверждаем, что сама тема, проблема исследования без историко- и без современного социо- и этнокультурного контекста катастрофически теряют свою практическую насыщенность, интенцию, функционально-эстетическую и внеэстетическую ценность. И только в этом контексте уже сам бурятский этнос мыслится в качестве биосоциального феномена, сформированного определенной природно-географической средой, этнокультурным ландшафтом России, Китая и Монголии, имеющего свою историю происхождения и развития, характеризуемого некой коллективной памятью, ассоциациями, представлениями. Важным подтверждением всего сказанного являются представленные в научное издание «Генеалогическая культура бурят: современный научно-образовательный дискурс: материалы заочного научно-методического симпозиума с международным участием» (Улан-Удэ, 2009) статьи.

Руководитель

научно-исследовательского проекта

Б.Б. Бадмаев, канд. филол. наук,

доц. кафедры бурятской литературы

Поделиться новостью: