С 16 по 23 июля 2010 г. в пансионате «Байкал» Бурятского государственного университета, который находится в поселке Максимиха Баргузинского района, проходила Летняя выездная школа будущего следователя. В ней приняло участие 20 студентов юридического факультета БГУ, являющихся членами Клуба Будущего следователя, организованного в прошлом году на факультете. Руководила Школой доцент кафедры уголовного права и процесса БГУ Мяханова Александра Николаевна. Кроме того, в течение двух дней в проведении отдельных занятий Школы принимали участие приглашенные гости - работники правоохранительных органов.
Все мероприятия, проведенные в рамках Школы, можно разделить на три большие группы:
1. Учебно-практические;
2. Культурно-развлекательные;
3. Ролевые игры.
Учебно-практические занятия включали в себя лекции, учебные беседы, круглые столы, практические занятия, семинары и командные тренинги. Тематика занятий содержала такие проблемные вопросы уголовного процесса, уголовного права и криминалистики, как: квалификация преступлений, предварительное следствие, методика расследования отдельных видов преступлений, следственная тактика и разбирательство уголовного дела в суде.
Отдельной строкой следует выделить круглый стол, проведенный совместно со студентами-боксерами Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, проводившими спортивные сборы в соседнем пансионате «Колос». Тема круглого стола была следующая: «Преступления в молодежной среде и наркопреступления». Обозначенные проблемы вызвали живой интерес у гостей из БГСХА, которые активно участвовали в обсуждении и задавали вопросы, на которые «будущие следователи» отвечали в полно и исчерпывающе.
Также стоит отметить организацию моделирования различных следственных ситуаций (ролевые игры). Так, была осуществлена модель расследования убийства, включившая в себя производство осмотра места происшествия, допрос подозреваемого и свидетелей, проведение судебно-медицинской и криминалистической экспертиз доказательственного материала. Для имитации обстановки совершения преступления были использованы различные предметы: резиновый манекен в качестве трупа, нож, как орудие преступления, и фотоаппарат. Из числа студентов-участников Школы была сформирована следственная группа, осуществившая «расследование» преступления. Все это проходило под наблюдением приглашенных практических работников, каждый из которых в конце прокомментировал действия участников моделирования расследования, указал на допущенные ошибки, дал советы по выполнению тех или иных следственных действий.
Следующая модель представляла собой расследование кражи телефона. Она была наиболее приближена к реальности, в частности, был назначен «похититель» телефона, в задачу которого входило «украсть» у зазевавшегося студента, из числа участников Школы, его мобильный телефон. После чего и «похититель», и жертва незамедлительно должны были сообщить об этом руководителю Александре Николаевне. Естественно, кроме руководителя имя «воришки» никому не было известно. Как и в первом случае, была организована следственная группа, которая и занималась расследованием преступления на протяжении нескольких дней. По окончании прошел подробный разбор проведенных оперативно-розыскных и следственных действий.
Конечно же, студенты занимались не только учебой. Кроме учебных занятий активно проводились спортивные и развлекательные мероприятия. Наиболее инициативные организовывали проведение различных игр, таких как «Киллер», заключавшейся в поимке жертвы, имя которой было известно только «киллеру»; широко известную «Мафию», а также «Тайного друга». Суть последней игры состояла в совершении «доброго дела» (подарки, знаки внимания и пр.) по отношению к «тайному другу», имя которого выпадало по результатам жеребьевки. Не обошлось и без неизменных атрибутов летнего отдыха – проведения Дня Нептуна и вечерних «костров». Также студенты играли в «Брэйн-ринг».
В спортивную часть отдыха вошли традиционные, массовые виды спорта: футбол, волейбол, настольный теннис, шахматы. Здесь участники Школы активно соперничали с гостями-боксерами. Это соперничество вылилось в ежедневные спортивные состязания, которые вызвали живейший интерес у отдыхающих.
По итогам Школы можно сделать следующие выводы: «будущие следователи» не только закрепили полученные знания в университете, но и узнали много нового, приобрели бесценный опыт общения с профессиональными юристами и с пользой для души и тела провели неделю на Выездной школе будущего следователя.
Помимо всего прочего, прошедшая Школа позволила познакомиться с настоящей жизнью следователей не через отдельные теоретические выкладки на семинарах, а с помощью реальных не придуманных историй, которыми делятся сами же практические работники, тут же комментируя их и указывая на ошибки, часто совершаемые общественными помощниками, практикантами и молодыми следователями. Так что, практическая польза от прошедшей Школы была огромна!
Надеемся, что Летняя выездная школа будущего следователя станет доброй традицией не только Клуба будущего следователя, но и всего юридического факультета в целом!