Отчет по итогам I Республиканского конкурса на лучший урок
«Экономика. Экология. Инновации»
В Бурятии впервые прошел Республиканский конкурс на лучший урок «Экономика. Экология. Инновации». Итоги конкурса были подведены на методическом семинаре, который прошел 9-10 ноября 2011 г на базе МОУ СОШ № 51 «Школа экономики и управления» и Народного Хурала Республики Бурятия.
Целью Конкурса была популяризация инновационной экономики и экологического образования. Финал конкурса включал в себя комплексную образовательную программу: научные лектории ведущих ученых Бурятии, круглые столы, мастер-классы, открытые уроки, где учителя смогли поднять проблемы и наметить перспективы повышения качества преподавания предметов экономика и экология, обсудили внедрение экологических и экономических знаний в канву уроков разной предметной направленнности.
В ходе конкурса завязалось тесное сотрудничество учителей из разных уголков республики, и сформировалась площадка для будущего общения и обмена передовым методическим опытом.
В качестве учредителей и организаторов республиканского конкурса выступили Комитет Народного Хурала РБ по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета, НП «Центр оценки качества образования РБ».
В республиканском конкурсе «Экономика. Экология. Инновации» приняло участие 47 человек. Это были учителя и педагоги дополнительного образования г. Улан-Удэ, Баргузинского, Заиграевского, Еравнинского, Иволгинского, Кабанского, Курумканского, Мухоршибирского, Прибайкальского, Тункинского, Джидинского и Закаменского районов. Гостями методического семинара стали учителя из Баяндаевского района Иркутской области.
Жюри конкурса отметило, что на конкурс были поданы интересные материалы, освещающие актуальные проблемы экологии и экономики. Были представлены различные предметные области: русский язык и литература, бурятский язык и литература, история и обществознание, география, биология, физика, химия, экология и экономика.
На торжественном открытии семинара участников конкурса приветствовали: сопредседатели оргкомитета Конкурса к.п.н., доц., директора ИНО БГУ Цыренова Марина Геннадьевна и председатель комитета Народного Хурала РБ по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Ирильдеев Вячеслав Германович, заместитель председателя Комитета по образованию г. Улан-Удэ Пихеева Ольга Яковлевна, главный специалист отдела поддержки молодежных инициатив Министерства образования и науки РБ Кургузова Ольга Владимировна, а также директор МОУ СОШ № 51 Вежевич Анатолий Евдокимович.
Участники конкурса с удовольствием приняли участие в научном лектории, где были подняты проблемы использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Селенга (лекция Гармаева Ендона Жамьяновича, д. геогр. наук, зав. лаборатории геоэкологии БИП СОРАН). Вопросы учителей показали их заинтересованность и понимание основных экологических проблем водных ресурсов Бурятии. Самым любознательным учителям Гармаев Е.Ж. подарил свою монографию.
Интересным и достаточно инновационным сюжетом семинара был просмотр специально подготовленного видеофильма «Я иду на инновационный урок» по материалам, представленным на конкурс, где каждый учитель-конкурсант увидел себя и своих учеников за работой.
Вторая половина дня также была насыщена, как научной, так и методической составляющей. На Круглом столе «Актуальные проблемы современной экономики», модератором которого был Никифоров Илья Кузьмич, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ВСГУТУ, учителя познакомились с основными экономическими теориями, обсудили последствия экономического кризиса, а также обменялись мнениями по экономическим вопросам, выделили проблемы, которые необходимо затрагивать в учебном процессе.
Не менее интересной была работа по направлениям, где каждый конкурсант попытался провести самоанализ проведенных уроков, внеклассных мероприятий и разработанных элективных курсов. Конкурсанты имели возможность обсудить спорные моменты и дискуссионные вопросы с экспертами, как с методической, так и содержательной стороны (направление 1. «Экономика» - Никифоров И.К., Цыренова М.Г направление 2. «Экология» - Чимитов Д.Б., Санжиева Д.С.).
При подведении итогов дня учителя отметили инновационность конкурса, когда к школьным проблемам прислушиваются представители власти, ученые, экономисты и экологи.
Эффективному погружению в проблематику семинара способствовала программа второго дня, включающая мастер-классы и открытые уроки на конкурсных площадках:
Направление «Лучшее внеклассное мероприятие» представляла учитель географии гимназии № 33 Абрамова Елена Михайловна. Она провела Круглый стол «Проблемы социально-экономического развития Бурятии» (на базе гимназии № 33).
В направлении «Лучший урок» свой интегрированный урок по биологии и экологии в 11 классе по теме «Рынок и спрос на экологически чистую продукцию» представляла учитель биологии СОШ № 51 Валяева Светлана Николаевна (на базе СОШ № 51).
В направлении «Лучший элективный курс» выступали учителя географии НОУ «Школа интернат № 21 ОАО РЖД», п. Танхой, Кабанского района Мартусова Любовь Михайловна, Жукова Елена Николаевна (элективный курс «Байкаловедение»), учитель истории, МОУ «Турунтаевская СОШ №1», Прибайкальский район Родионова Светлана Николаевна (элективный курс «Экономика вокруг нас»), педагог ДО МОУ ДОД «Центр детского экологического образования «Подлеморье», Баргузинский район Иванова Наталья Ивановна (элективный курс «Байкал - участок всемирного наследия»). Защита элективных курсов проходила в Малом зале Народного Хурала.
Участники семинара познакомились с системой работы учителя-конкурсанта, как на уроке, так и во внеурочное время, посетили и проанализировали творческие отчеты учителей. Все представленные уроки, внеклассные мероприятия и элективные курсы получили высокую оценку как коллег, так и экспертов.
Самым интересным моментом семинара было подведение итогов и награждение. Все участники конкурса получили благодарственные письма от Народного Хурала, ценные призы от Министерства образования и науки РБ, а также диски, где были записаны все уроки, которые проводили учителя-конкурсанты.
В церемонии награждения принимали участие заместитель Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Батуев Цыденжап Бимбаевич, председатель комитета Народного Хурала по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Ирильдеев Вячеслав Германович, главный специалист отдела поддержки молодежных инициатив Министерства образования и науки РБ Кургузова Ольга Владимировна, директор ИНО БГУ Цыренова Марина Геннадьевна.
Призеры конкурса получили годовую подписку на журнал «Байкал» издательского Дома «Буряад Унэн» (Антонова Наталья Владимировна, Бальжинова Сэсэгма Чингисовна, Вяткина Виктория Иннокентьевна) и полугодовую подписку на газету «Инфорполис» (Иванова Наталья Ивановна, Мартусова Любовь Михайловна, Жукова Елена Николаевна, Поломошнова Нина Ивановна), а также современные карты памяти (Грабовская Вера Александровна, Жамбалова Нина Доржиевна, Ринчинова Мираида Валерьевна, Кишиктуев Хэшэгтэ Васильевич, Просекина Анна Александровна, Эрдынеева Сэсэгма Баировна).
Счастливым обладателем главных призов (ноутбука и нетбуков), учрежденных председателем комитета Народного Хурала РБ по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Ирильдеевым В.Г. стали: в номинации «Лучший урок» - учитель географии высшей категории РБНЛ-И №1 Гармаева Соелма Лопсоновна с уроком на тему «Байкальская природная территория: экономическое развитие или экологическая безопасность?» - ноутбук.
Нетбуки получили обладатели диплома 1-й степени по направлению «Лучшее внеклассное занятие» - учитель биологии МОУ СОШ № 51 Валяева Светлана Николаевна и диплома 1-й степени по направлению «Лучший элективный курс» - учитель МОУ «Турунтаевская СОШ №1» Родионова Светлана Николаевна.
Как отмечают участники мероприятия, «что такая форма, как Конкурс очень эффективна для самосовершенствования и роста профессионализма учителя, для его научно-педагогического обогащения и предметного, содержательного общения близких по духу соратников», «участие в Конкурсе позволило оценить свою деятельность и понять, что движемся в правильном направлении», «необходимо привлекать различные структуры для понимания проблем современной школы», «было интересно, занимательно, познавательно, креативно и душевно…».
При подведении итогов было принято решение сделать Конкурс регулярным, привлекать учителей разных предметов и создать сайт для постоянного общения и обмена опытом.