В Бурятском государственном университете стартовой стадией проектов ««Суицид у молодежи Бурятии – катастрофа – причины, предупреждение», «Суицид у коренных народов Сибири – катастрофа – причины, предупреждение», поддержанных грантами БГУ и ООН, эффективно состоялась работа круглого стола «Методы исследования суицидального поведения молодежи»
Круглый стол провел свою работу 7 ноября 2012 года в 15.00 в конференц-зале (2 этаж, главный корпус) Бурятского государственного университета.
Целью круглого стола было определение моделей превенции суицида, определение методов исследования риска суицида у студентов, определение методов транкультурального исследования студентов разных национальностей.
На круглом столе обсуждались следующие вопросы:• Возможные модели превенции суицида у студентов в условиях ВУЗа.
• Выбор и оценка существующих методик по оценке суицидального риска у студентов.
• Выбор и оценка существующих методик определения социальных и культурных ценностей, обусловливающих этнотипическое поведение личности.
На круглом столе состоялись следующие выступления:
1. Цыремпилов С.В. – модератор круглого стола, руководитель проектов БГУ, к.м.н. «Модели превенции суицида в образовательном учреждении и методы определения риска суицида».
2. Санжаева Римма Дугаровна – д.псх.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии «Психологические особенности суицидального поведения молодежи».
3. Бадиев Игорь Валерьевич - аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии социально-психологического факультета БГУ, психолог ГУСО "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Тогонова Дарима Цыбикжаповна, студент 5-го курса социально-психологического факультета "Акцентуации характера и суицидальное поведение подростков".
4. Главинский Руслан Николаевич – аспирант НИИ психического здоровья СО РАМН (г. Томск), врач-психиатр ССМП г. Улан-Удэ «Этнокультуральные и социально-демографические показатели парасуицидентов в г. Улан-Удэ за 2011 г., диагностические модели»
5. Дарижапова Марина Николаевна – к.псх.н., ст. преп. кафедры общей и социальной психологии «Психологическая характеристика суицида».
6. Будагаев Сергей Александрович – студент 2 курса МФ «Патохарактерологический диагностический опросник как тест для определения риска суицида».
Также в работе круглого стола приняли участие Дугарова Туяна Цыреновна, д.псих..н., зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ с докладом «Методологические проблемы определения риска развития суицида», Доржиева Марина Очиржаповна, к.псих.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ «Проективные методики определения суицидального риска». Онлайн-участие приняла Бакшиханова Сэсэгма Сэсэг Сыреновна с предложением использования методики определения потенциальных суицидентов в силовых структурах.
Также в работе круглого стола приняли активное участие магистранты клинические психологи социально-психологического факультета группы 15120 Гулевская Диана, Санжеев Жаргал, Лодоева Алдын-Кык, Викулина Наталья, Горбова Екатерина, Сокова Алина, Мадасова Вера, Жарикова Вера, Хаданова Наташа, Бадмацыренова Дари. Также приняли активное участие студенты клинические психологи социально-психологического факультета группы 15180 Петрякова Мария, Тогонова Дарима, Абидуева Ирина, Тубчинова Арюна, Мункин Мунко, студенты-лечебники медицинского факультета группы 141206 Банзаракцаева Арюна, Батуев Виталий, Дармаев Зоригто, Ерзикова Евгения, Садаев Дмитрий, Санжиев Дугар, Тугутова Татьяна, Шойдоков Амгалан. Также приняли активное участие студенты представители Федерации студенческого самоуправления БГУ Дамбаева Валентина студентка исторического факультета, Игумнова Марина студентка факультета иностранных языков, зам. председателя ФССУ БГУ по социальной работе.
Решения:В качестве экспериментальной модели превенции суицида у студентов БГУ с последующим возможным расширением применения предлагается модель превенции суицида, рекомендуемая рядов авторов, апробированная в ряде образовательных учреждений (. Данная модель включает в себя определение с помощью различных методик среди всей выборки учащихся потенциальных суицидентов и дальнейшая работа с данной группой людей с целью уменьшения риска развития суицида.
2. Для оценки суицидального риска у студентов предлагается применение следующих методик:
- опросник «Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П., 2001), представляющий собой набор высказываний (поговорок, пословиц, метафор), позволяющий выявить нежелательные (в т.ч. суицидальные) тенденции у испытуемых. Методика хорошо зарекомендовала себя при работе, как с младшими, так и старшими подростками (Сердюкова Ю.А., 2005; Бровчук О.В., 2006 и др.).
- либо в модификации Разуваевой Т.Н. «Выявление суицидального риска у детей; опросник суицидального риска».
- возможно применение других методик, направленных на определение потенциальных суицидентов (локус-контроль, методика Лири, тест определения копинг-поведения, проективные методики, дезадаптационные методикидерево Коха, тест Розенцвейга.).
3. Для определения социальных и культурных ценностей, обусловливающих этнотипическое поведение личности, предлагается применение методики Ш. Шварца. Методика Ш. Шварца или опросник ценностей был разработан на основе методики М. Рокича в 1992 году.
Литература
1. Романова И.В. «Психопрофилактика риска суицидального поведения юношей и девушек»/Романова И.В.// Урал ГУФК, г. Челябинск, Вестник ЮУрГУ, №2, 2009 г., стр. 74-76.
2. Узлов Н.Д., Модель превенции суицида в условиях учебного заведения/ Н.Д. Узлов, А.Н. Узлов// Материалы научно-практ. конф. с международным участием «Суицидальное поведение: современный взгляд», 22 октября 2010 г., г. Тюмень, журнал Суицидология 2010 г., № 1, стр. 75-76.