История кафедры педагогики начального и дошкольного образования

Содномова Надежда Бадма-Цыреновна, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

  1. Содномова Надежда Бадма-Цыреновна, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой
  2. Дарханова Татьяна Матвеевна, к.п.н., доцент
  3. Дондокова Римма Батомункуевна, к.п.н., доцент
  4. Лопсонова Зинаида Баторовна, к.п.н., доцент
  5. Лыгденова Валентина Базаровна, к.п.н., доцент
  6. Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, к.п.н., доцент
  7. Павлова Светлана Алексеевна, к.п.н., доцент
  8. Хартаева Елена Владимировна, лаборант

Миссия кафедры.

Миссией кафедры является поиск путей совершенствования начального и дошкольного образования через развитие системы профессионально-педагогической подготовки бакалавров и магистров, фундаментализацию научных знаний, исследований в области дошкольного и младшего школьного детства. Усилия кафедры направлены на развитие научного мировоззрения, профессиональной мотивации, гуманно-личностных качеств, субъектности, исследовательского и творческого потенциала студентов и формирование трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Стратегические направления развития кафедры ПНДО

Основной стратегической целью кафедры на период до 2025 г. является повышение качества образовательного процесса и научных исследований при сохранении высокого качественного состава ППС.

Реализация данных направлений подразумевает решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Повышение качества преподавательского состава и диверсификация научных исследований;
  2. Обеспечение качества образовательного процесса.

Из истории развития кафедры.

В 1976 году на историко – филологическом факультете БГПИ было открыто отделение начальных классов и вместе с ним была создана кафедра педагогики и методики начального обучения (ПМНО). Основателем и первым заведующим кафедрой был заслуженный учитель школы РСФСР и Бурятской АССР, отличник народного просвещения СССР и РСФСР, участник Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук, профессор Соном Гомбоевич Дугаров. Талантливый ученый, педагог, общественный деятель, опытный руководитель Соном Гомбоевич много сделал для становления кафедры, укомплектования ее преподавательскими кадрами, повышения их научно-педагогического потенциала, материально-технического оснащения факультета.

Историю становления и развития кафедры в качестве ее заведующих продолжили Н.Б.Дондобон, к.п.н., профессор (1984 — 1992 гг.), И.А.Маланов, д.п.н., доцент (1992 — 1999 гг.), В.Б.Лыгденова, к.п.н., доцент (1999 — 2007 гг.), З.Б.Лопсонова, к.п.н., доцент (2007 - 2014 гг.), Дондокова Р.Б. (2014-2015 гг.), З.Б.Лопсонова, к.п.н., доцент (с 2015 г. по 2019 г.). С 2019 года по настоящее время кафедру возглавляет Н.Б-Ц. Содномова, к.п.н., доцент. Их высокий профессионализм и замечательные личностные качества позволили сформировать большой творческий коллектив единомышленников, создать добрые традиции, которые и сегодня служат основой для будущего роста и развития кафедры.

Кафедра и отделение были образованы с целью обеспечения Республики Бурятия кадрами учителей начальных классов с высшим педагогическим образованием, осуществления общепрофессиональной и предметной подготовки специалистов дошкольного и начального школьного образования, осуществления научных исследований проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Первый набор на отделение начальных классов составлял 50 человек.

В 1978 году приказом № 977 от 15 ноября ректора БГПИ И.А. Батудаева отделение было преобразовано в Факультет начальных классов. Первым деканом факультета была Серафима Дармаевна Никорова, кандидат педагогических наук, доцент. В годы становления факультета набор составлял в общей сложности 200 человек, по очной форме обучения 125 человек, из которых 100 - на русском отделении, 25 – на бурятском отделении и по заочной форме обучения – 75 человек.

У истоков создания факультета были опытные преподаватели, ученые-педагоги У-Ж.Ш.Дондуков, Н.К.Елаев, Э.К.Хадаханэ, Ц.Ц.Цырендоржиев, Н.Б.Алдарова, Л.А.Панзырева, Н.К.Шишкина, В.М.Леонтьева и другие. В годы становления ФНК вели преподавательскую деятельность на факультете и внесли большой вклад в его развитие такие преподаватели как Барьядаева В.А., Ошорова Г.С., Дондобон Н.Б., Чагдуров С.Ш., Моргунова И.Г., Пазников О.И., Пазникова З.И., Бологотова Т.В., Шмелева В.И., Токтохоева А.Ц., Фролова В.К., Малунова Г.С., Зарипова З.Н., Николайчук Л.А., Мункина Н.С., Маланов И.А., Дарханова Т.М. и многие другие.

С момента становления и развития кафедра педагогики начального и дошкольного образования (ПНДО) отличалась концептуальностью идей и направлений, разрабатываемых преподавателями кафедры в области начального и дошкольного образования. Высокий научно-теоретический и поисково-творческий потенциал кафедры обеспечивается сочетанием различных научных школ России, носителями которых являлись многие преподаватели, работавшие в разные периоды и работающие ныне. Стрекаловская М.М., к.пед.н., доцент, ученица и последователь В.И.Логиновой, выдающегося теоретика дошкольной педагогики, д.пед.н. проф. Г.С.Малунова, к.пед.н., доценты Ошорова Г.С., Посходиева Д.В., Лопсонова З.Б., Дондокова Р.Б. прошли научную подготовку в аспирантуре РАО, к.пед.н., доценты Лыгденова В.Б., Дарханова Т.М., Моргунова И.Г., Павлова С.А. - в МПГУ (г. Москва). Преподаватели кафедры являются выпускниками педагогических вузов Москвы, Новосибирска, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Улан-Удэ.

В целях сохранения лучших традиций кафедра подготовила свои научно-педагогические кадры, подтверждением чего являются выпускники нашего факультета, работавшие и работающие на кафедре: к.пед.наук - Очиров Г.Д., Павлова С.А, Буртонова И.Б., Содномова Н.Б., доцент, преподаватели - Тютрина С.Г., Доржиева С.Д., Ванзатова Б.Р., Комиссарова Л.Г.

Ветераны кафедры:

  1. Доржиева С.Д.
  2. Стрекаловская М.М.
  3. Леонтьева В.М.
  4. Токтохоева А.Ц.
  5. Ошорова Г.С.

Учебная деятельность

Кафедра является выпускающей по следующим направлениям:

Бакалавриат:

  • 03.01. Педагогическое образование (Начальное образование),

( Дошкольное образование);

  • 03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Начальное образование и русский язык);
  • 03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Дошкольное образование и иностранный язык);
  • 03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Дошкольное образование и музыкальное образование);

Магистратура

  • 04.01. Педагогическое образование (Инновационная начальная школа).

Программа СПО «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Кафедра обеспечивает преподавание педагогического модуля по направлениям подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Профессиональное обучение», «Специальное (дефектологическое) образование».

Преподавателями кафедры разработаны и ведутся лекционные и практические занятия по педагогическим дисциплинам профилей бакалавриата «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Дошкольное образование и иностранный язык», «Психология образования», «Музыкальное образование», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Логопедия», «Технологическое образование». В практике преподавания предусмотрены инновационные процессы процессы, межпредметные связи, технологии, осуществляется многоуровневая система подготовки будущих специалистов. Преподавателями кафедры разработаны авторские курсы по региональным, актуальным и наиболее востребованным в практике проблемам образования, которые предлагаются студентам на выбор.

На базе МОУ СОШ № 42 г. Улан-Удэ в 2016 г. создана базовая кафедра педагогики и методики начального образования, которая призвана обеспечивать связь науки и практики, быть площадкой для реализации идей деятельностного подхода в современном образовании. На этой площадке проходят лабораторные и практические занятия студентов, научно-методические семинары для учителей начальных классов, педагоги школы показывают лучшие мастер-классы по урокам, по организации внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками. Начальные классы школы являются базой для организации и проведения производственной практики студентов по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Под руководством опытных педагогов будущие учителя начальных классов пробуют свои первые уроки, оттачивают свои умения.

Обеспечение практикоориентированной подготовки бакалавров и магистров осуществляется в процессе взаимодействия с:

МБДОУ 35 «Алые паруса» - научный руководитель Лопсонова З.Б.;

- МБДОУ 86 ЦРР «Оюна»;

- МАОУ СОШ 60 социальной адаптации детей – инвалидов;

-МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова».;

- СОШ № 1 г. Улан-Удэ.

Научно-исследовательская и международная деятельность

С 2021 г по 2025 гг. кафедрой реализуется НИР «Развитие функциональной грамотности дошкольников и младших школьников» (руководитель доцент Лопсонова З.Б.) и «Инновации в профессиональной подготовке будущих педагогов» (руководитель Лыгденова В.Б.) , которые направлены на исследование:

- эффективных педагогических практик в формировании функциональной грамотности современного ребёнка;

- изучение проблем формирования новых профессиональных компетенций современного педагога;

-изучение опыта инновационной деятельности начальных школ и организаций дошкольного образования Республики Бурятия.

В ноябре 2020 года кафедрой организована и проведена Международная научно-практическая конференция «Функциональная грамотность современного ребёнка», посвящённая 100 - летию со дня рождения заслуженного учителя школы РСФСР и Бурятской АССР, отличника народного просвещения СССР и РСФСР, участника ВОВ, кандидата педагогических наук, профессора Дугарова Сонома Гомбоевича. В конференции приняло участие 239 педагогов из Монголии, Казахстана, разных регионов РФ. Основная проблематика исследований касалась теоретических и концептуальных основ функциональной грамотности как системы ключевых компетенций, эффективных механизмов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

В рамках НИР кафедры и защиты магистерских диссертаций собран и проанализирован эмпирический материал по формированию функциональной грамотности младших школьников. Главная идея проведенного исследования состояла в экспонировании способности преподавателей, учителей школ к развитию функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом. Деятельность кафедры направлена на решение прикладных задач, с этой точки зрения прослеживается связь кафедры с начальными школами, учреждениями дополнительного образования, ДОУ г. Улан-Удэ, Республики. Осуществляется научное руководство экспериментальными площадками.

Воспитательная работа:

Преподаватели кафедры активно участвуют в студенческой весне и Днях здоровья БГУ, в проведении городских и республиканских мероприятий: конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», предметных олимпиадах, аттестации школ: Дарханова Т.М. – член экспертно-профильной группы по аттестации учителей начальных классов; Павлова С.А. - член аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников МОиН РБ.

Преподаватели Лопсонова З.Б., Комиссарова Л. Г. являются экспертами регионального чемпионата WorldSkills Russia по компетенциям «Преподавание в младших классах», «Воспитатель детей дошкольного возраста».