Заведующий кафедрой - Бакшиханова Сэсэг Сыреновна, к. псх. н., доцент
В ноябре 2001 года по инициативе декана факультета начального образования Дондобон Н. Б. для усиления психологической подготовки студентов была создана кафедра психологии детства. В 2020 году кафедра праздновала юбилей – 20 лет плодотворной работы.
Кадровый состав кафедры:
Кафедра психологии детства реализует следующие основные образовательные программы: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (бакалавриат), профили Психология образования и Психология и педагогика дошкольного образования; 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистратура), профили Школьная психология; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат), профиль Логопедия; а также программы дополнительного профессионального образования «Логопедия» в объеме 726 часов в очно-заочной форме с применением элементов дистанционного обучения.
Основными направлениями деятельности кафедры психологии детства являются научно-исследовательская, учебно-методическая, воспитательная работа.
С 2001 года содержание научно-исследовательской деятельности кафедры психологии детства было связано с разработкой научных тем "Детство как социокультурный феномен" (в рамках реализации междисициплинарного научного исследования), "Развитие личности ребенка в условиях Байкальского региона", "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса". С 2007 г. по настоящее время обобщены результаты исследований и определены перспективы изучения детства как социального и этнокультурного феномена (выявлены особенности формирования субкультуры и этнопсихологических характеристик ребенка в условиях восточной ментальности). Результаты исследования сущности детства в условиях Байкальского региона представлена в результатах научно-практической конференции «Детство: образование, социализация, коммуникация, развитие» (2010 г), а также в коллективной монографии «Детство: социализация, развитие» (2010 г.).
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального и основного общего образования актуализировала проблематику психолого-педагогического сопровождения детей и учащихся. В связи с чем в 2014 г. была проведена всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Открытый и конструктивный диалог для обсуждения актуальных проблем, достижений и результатов современных кросскультурных исследований психологии и педагогики образования состоялся на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы кросскультурных исследований в психологии и педагогике образования», проходившей 31 июля - 4 августа 2017 года в Педагогическом институте Бурятского государственного университета. Организаторами конференции выступили факультет психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, факультет психологи 1-го Римского университета Ла Сапиенца, педагогический институт Бурятского государственного университета. География участников была обширна: Рим, Москва, Сургут, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ. Участие принимали почетные гости -Пьетро Лучисано, профессор 1-го Римского университета Ла Сапиенца, Серена Вегджетти, профессор 1-го Римского университета Ла Сапиенца, Виктор Александрович Гуружапов, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета, Гвидо Бенвенуто, профессор 1-й Римский университет Ла Сапиенца. Одним из интересных и значимых событий, проведенных кафедрой психологии детства в 2017 году, является психологическая галерея, посвященная семидесятилетнему юбилею ветерану педагогического труда, проф. Натальи Базаровны Дондобон.
В 2017 – 2018 гг под руководством доцента кафедры психологии детства Н.Н. Климентьевой реализовался президентский научно-исследовательский грант, который был нацелен на решение малых, но реальных местных проблем эколого-экономического характера Байкальского региона, содействие решению социальных и культурных задач его населения.
27 марта 2018 г по инициативе кафедры психологии детства, Центра патологии речи и нейрореабилитации ГАУХ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Министерства здравоохранения Республики Бурятия и МАДОУ Центр развития ребенка № 86 «Оюна» Комитета образования города Улан-Удэ был проведен республиканский научно-методический семинар, посвященный проблемам логопедической и психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста.
19 марта 2020 г. совместно с медицинскими психологами ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им.Н.Семашко», ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» был проведен республиканский семинар, посвященный реализации профессионального стандарта деятельности медицинского психолога, проблемам его реализации и оценке квалификации.
11 ноября 2021 г состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвященная 90 – летнему юбилею БГПИ – БГУ имени Д. Банзарова и 20-летнему юбилею кафедры психологии детства Педагогического института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова». В конференции приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений, учителя – логопеды, педагоги – психологи, учителя специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, преподаватели высшей школы Центрального, Дальневосточного, Сибирского, Северо-Западного федеральных округов Российской Федерации, а также студенты, аспиранты, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, органов опеки и попечительства, а также системы профилактики безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних, психологи, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере здравоохранения, представители общественных организаций. Конференция прошла в онлайн формате на платформе Zoom. Обсуждались проблемы детства в современных социокультурных реалиях, психолого-педагогические технологии создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды, сопровождение обучающихся с ОВЗ, проблемыпрофилактики деструктивного поведения в процессе взаимодействия семьи и школы, межведомственного взаимодействия, а также эффективные практики профилактики негативных социально-психологических явлений среди учащихся.
17 марта 2022 г была проведена Первая республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы коррекционной деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия: опыт и перспективы», посвященная 90 – летнему юбилею БГПИ – БГУ имени Д. Банзарова.Организаторами конференции были кафедра психологии детства Педагогического института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», Ассоциация учителей-логопедов «#ИнтерактивЛОГО_УУ»,ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». В конференции «приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов, учителя – логопеды, педагоги – психологи, учителя специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, социальные педагоги, музыкальные руководители, учителя домашнего обучения, педагоги дополнительного образования, преподаватели высшей школы, а также студенты, аспиранты. Научно-практическая конференция была направлена на обобщение теории и практики, а также определение перспектив коррекционной деятельности образовательных учреждений в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ на всех уровнях образования Республики Бурятия.
Кафедра психологии детства большое внимание уделяет научно-исследовательской работе бакалавров и магистров, посвященной разработке проблем психологии образования, оказания логопедической помощи детям, подросткам и взрослым. Бакалавры и магистранты психолого-педагогического и дефектологического направлений подготовки постоянно принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня:
- международная НПК «Современные тенденции и инновации в области социально-гуманитарных наук». (Самара, 2018 г.);
- I международная НПК «Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации», (Пенза, 2018);
- XVII международная НПК “World science: problems and innovations», (Пенза, 2018);
- международная НПК «Евразийская педагогическая конференция», (Пенза, 2018);
- Международная НПК «Наука, образование, общество» (Тамбов, 2019);
- Международная НПК «Актуальные вопросы современной науки и практики» (Чистополь, 2019);
- Международная НПК «Перспективы развития науки и образования» (Тамбов, 2019);
- Всероссийская НПК "Современная психология образования: проблемы и пути решения" (Улан-Удэ, 2019 г.);
- XIII международная НПК молодых ученых, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2020 г.);
- VI Всероссийская НПК психологов образования Сибири с международным участием. «Психология образования: образовательный потенциал развития личности» (Иркутск, 2020 г.)
- Всероссийская НПК с международным участием, посвященная 20-летию социально-психологического факультета БГУ «Практическая психология: вызовы и риски современного общества» (Улан-Удэ,2020 г.);
- XXIV международная научно-практическая конференция «Наука России: цели и задачи» (Екатеринбург, 2020)
- Вторая всероссийская НПК «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации» (Улан-Удэ, 2021 г.);
- VI международная научно-практическая конференция «Современные концепции и парадигмы образования в условиях морового эпидемиологического кризиса» (Ростов-на-Дону, 2020)
- Международная нпк «Актуальные вопросы образования и науки» (Тамбов, 2021 г.).
Студенты также принимают участие в грантовой деятельности, в конкурсах по грантам:
- в 2014 г в конкурсе грантов БГУ победили студенческие проекты «Краски счастья мира детства» и «Экология здоровья и современный подросток» (Научный руководитель: Гармаева Т.В., к.псх.н.);
- конкурс президентских грантов «МЫ ГОВОРИМ БЕЗ АКЦЕНТА», (г. Улан-Удэ, 2018 г., РОО «Байкальский информационный центр «Грань»» (Гармаева Е.А., магистрант).
Удачно совмещая свою имеющуюся специальность с учебой в Педагогическом институте, наши магистранты выполняют магистерские работы и участвуют с ними в различных конкурсах работ:
Гармаева Е.А. вошла в число победителей Х Всероссийского конкурса «СМИротворец» на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений в номинации «Детские и молодежные СМИ» (г. Москва, 2018 г.). В участие в конкурсе была включена ее телевизионная программа «Караван Дружбы», осуществлённая ею в рамках научно-исследовательской работы по вопросам этнического самосознания младших школьников.
Петрова В.Б., бакалавр дефектологического направления подготовки, заняла 1 место в XI всероссийском с международным участием конкурсе на приз научно-методического журнала «Наука и образование: новое время» в номинации «Лучшая научная и методическая статья 2019» (Чебоксары, 2019 г.).
Хоженоева А.Н., магистрант психолого-педагогического направления подготовки заняла 1 место на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце - 2020» (Рязань, 2020 г.).
Отмечается серьезная публикационная активность обучающихся психолого-педагогического направления подготовки. Кроме публикаций в сборниках Педагогического института бакалавры и магистранты опубликовали свои материалы по проведенным исследованиям в таких журналах и сборниках, как:
- Сolloquium-journal (2019 г./ базыРИНЦ);
- Тенденции развития науки иобразования (2019 г. / базы РИНЦ);
- Современные тенденции и инновации в области социально-гуманитарных наук;
- Научный журнал Globus (Санкт-Петербург, 2018);
- European Journal of Education and Applied Psychology Scientific journal (2018 г.);
- Всероссийский педагогический журнал «Познание» (2018);
- Научный альманах (2019);
- Научно-образовательный журнал «Образовательный альманах» (2019 г.);
- Научные тенденции: педагогика и психология (Санкт-Петербург, 2019 г.);
- Международное сетевое издание «Солнечный свет» (2019 г.);
- Вестник научных конференций: электронный журнал (2019 г.);
- Студенческий форум: электронныйнаучныйжурнал (2019 г.)
- Наука и образование: новое время: электронный журнал (2019 г.);
- Мир педагога: электронный журнал (2019 г.);
- Росконкурс: электронный журнал (2019 г.);
- Социальное партнёрство в сфере образования «Педагогический альманах»: сетевое издание (2019);
- Педагогический опыт: всероссийский журнал: сетевое издание (2019 г.).
- Синергия наук (2019 г.);
- Междисциплинарный научный электронный журнал «Академическая публицистика» (2019 г.).
- Педагогический ИМИДЖ (Иркутск, 2019 г.).
- Перспективы развития науки в современном мире. - Уфа: Дендра, 2018 г.
- Актуальные вопросы развития образования. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018 г.;
- Коллективная монография «Приоритетные направления развития науки и образования», Пенза, Наука и просвещение, 2018 г.
- Сборник научных трудов «Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве современного села» - Вена, 2019 г.
- Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей по материалам XVI международной практической конференции (Самара, 2019 г.);
- Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: сборник материалов Международной НПК (НИЦ «Поволжская научная корпорация» (Самара, 2019 г.);
- Наука, образование, общество: по материалам международной НПК (Тамбов, 2019 г.);
- XX Materials of the international scientific and practical conference "European research" (Penza, 2019);
- Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий: материалы Всероссийской НПК (Самара, 2019 г.);
- Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализации школьников: сборник материалов межрегиональной НПК (Чита, 2019 г.);
- Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием ( Ульяновск, 2020 г).
- Научный журнал «Студенческий» (2020 г.);
- Научный журнал «Коллоквиум» (2020 г).
- Меридиан (2020 г.);
- Энигма ( 2020 г);
-Инновации. Наука. Образование. (2021 г. / базы РИНЦ)
- Сборник авторских педагогических публикаций «Вестник Просвещения». ( Липецк- 2021);
- Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» (2021 г);
- Вестник науки: международный научный журнал (Тольятти, 2022 г. / базы РИНЦ)
- Наукосфера (2021 г.);
- Ростовский научный вестник (2021 г.);
- Молодой ученый (2020, 2021 г.);
- Современная школа России // вопросы модернизации (2021 г.)
- Вестник Бурятского государственного университета (2021 г.)
Наши студенты приняли активное участие в подготовке материалов в сборниках, изданных по итогам ежегодных студенческих научно-практических конференций Педагогического института БГУ:
- Актуальные вопросы развития личности в образовательном пространстве региона (Педагогический институт, Улан-Удэ, 2018 г.);
- Психолого-педагогические условия управления и организации учебно-воспитательного процесса (Педагогический институт, Улан-Удэ, 2019 г.).
В 2019 и 2021 годах бакалавры-психологи заняли 1 место в региональной олимпиаде по психологии, проводимой социально-психологическим факультетом БГУ.
Учебно-методическая деятельность преподавателей кафедры психологии детства направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций, психологов образования, логопедов, необходимых для реализации педагогической, психолого-педагогической, коррекционно-педагогической, а также научно-исследовательской деятельности в сфере современного образования. Для усиления компетентностного подхода в образовательном процессе педагогического института кафедра психологии детства принимала участие в реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней» (2014 – 2015 г.). Руководителями проекта были доц. С. С. Бакшиханова и доц. Т.В. Гармаева.
Особое значение отводится практической подготовке бакалавров и магистрантов. Нашими основными партнерами являются МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35», ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат V вида», ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная № 3», ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 2», Частное дошкольное образовательное учреждение № 233 ОАО РЖД, ЧОУ «Школа – интернат № 22 среднего общего образования ОАО «РЖД»», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», МБОУ «Центр диагностики и консультирования», ГБОУ «Республиканский центр образования». В ходе практики наши студенты совершает профессиональные пробы, осваивают алгоритмы оказания психолого-педагогической и коррекционно-педагогической помощи и сопровождения.
На протяжении нескольких лет преподаватели кафедры являются экспертами проектов и научных работ школьников на городских и республиканских конференциях: «Шаг в будущее» и «Новое поколение». Также преподаватели кафедры являлись членами жюри профессиональных конкурсов специалистов образования:
- городского конкурса «Молодой педагог» (2010-2022 гг.)
- городского конкурса учителей начальных классов «Раз ступенька, два ступенька» (2019-2022 гг.);
- первого республиканского конкурса учителей музыки и музыкальных руководителей образовательных учреждений «Минии хугжэм» им. А. Андреева (2017 г.)
- Республиканского конкурса «Лучший цифровой педагог СПО Республики Бурятия» (2022 г.);
- городского конкурса «Учитель – логопед года»(2021 г., 2022 г.).
Кафедра принимала участие в разработке и организации работы стажировочных площадок республиканского и федерального уровней. В 2012 г. преподаватели кафедры совместно с педагогами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ реализовали модульную образовательную программу «Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного образования». На базе стажировочной площадки СКОШ № 3 8 вида были проведены курсы повышения квалификации «Технология психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями». В работе стажировочных площадок приняли участие учителя начальных классов, учителя-предметники, школьные психологи и другие специалисты системы образования.
Таким образом, анализ деятельности кафедры психологии детства позволяет сделать вывод об актуальности реализуемых научно-исследовательских и учебно-методических подходов.В качестве перспектив деятельности кафедры психологии детства хочется отметить необходимость упрочения компетентностного подхода, системного внедрения технологий информационного дистанционного (Moodle) и интерактивного обучения, организации сетевого взаимодействия с организациями различного уровня и профиля, теоретического обоснования и практической апробации технологий психолого-педагогического сопровождения, реализации полидисциплинарного подхода в изучении проблем современного детства.
Бакшиханова С. С.