Научные труды

Шаалы А. С.
,
Чыыпай Ч. К.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО (ТУВИНСКОГО) ЯЗЫКА // Преподавание родных языков в современных условиях: эффективные методики и технологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17.12.2020 – 18.12.2020, Улан-Удэ). Научный редактор: Аюшеева Л. В., Ответственный редактор: Цырендоржиева Б. Д. , - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 54-59.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО (ТУВИНСКОГО) ЯЗЫКА
ETHNOCULTURAL COMPONENT IN THE CONTENT OF EDUCATION THROUGH THE STUDY OF NATIVE (TUVIN) LANGUAGE
372.8:512.156  10.18101/978-5-9793-1591-1-54-59
В настоящей статье раскрывается этнокультурная составляющая содер- жания воспитания в изучении родного языка. Это связано с необходимостью ее вклю- чения в рабочие программы воспитания образовательных учреждений. Показана роль родного языка как неиссякаемого источника духовного наследия народов и фактора развития коммуникативной, этнолингвокультуроведческой компетенции обучающих- ся на примере Республики Тыва.
This article reveals the ethnocultural component of the educational content through the study of the native language. This is due to the need of including it into the edu- cational programs at educational institutions. The role of the native language as an inex- haustible source of the spiritual heritage of peoples and a factor in developing the communi- cative, ethnolinguous cultural competence of students on the example of the Republic of Tyva is discussed.
этнокультурная составляющая содержания воспитания; примерная программа воспитания; родной язык; инвариантный модуль программы воспитания; коммуникативная, этнолингвистическая и культуроведческая компетенция; урок и внеурочная деятельность.

ethnocultural component of the content of education; exemplary program of edu- cation; native language; invariant module of the education program; communicative, ethno- linguistic and cultural competence; lesson and extracurricular activities.
Допул У. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников // Пример- ная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образова- тельных организациях Республики Тыва. Кызыл: Билиг, 2014. С. 3–12.

Казырыкпай Б. О., Казырыкпай Б. Б. Эр чол (Мужской путь): книга для чтения 7 кл. Кызыл, 2005. 187 с.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва. Кызыл: Билиг, 2011. 21 с.

Сундуй Г. Д. Улусчу ужурлар (Народоведение). 1–2 кл. Кызыл, 2002. 186 с.

Сундуй Г. Д. Улусчу ужурлар (Народоведение). 3–4 кл. Кызыл, 2004. 203 с.

Сундуй Г. Д. Улусчу ужурлар (Народоведение). 5–6 кл. Кызыл, 2005. 206 с.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О вне- сении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii- dok.html(дата обращения: 16.01.2021).

Шаалы А. С., Монгуш В. Б. Кыстың бүдүжү (Девичья нравственность): книга для чтения. 7 кл. Кызыл, 2005. 254 с.

Шаалы А. С., Ооржак А. К., Шулуу-Маадыр С. Ч. Семейная педагогика: традици- онное воспитание тувинцев: учебное пособие для учащихся 8–9 классов. Кызыл, 2020. 234 с.
Статья